ЭНЦЫ
ЭНЦЫ (устаревшее — енисейские самоеды), народ в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (Российская Федерация). Около 0,2 тыс. человек. Язык энецкий, относящийся к самодийской семье уральских языков. Верующие — православные.
Автоэтноним (самоназвание)
Энэтэ/эннэчэ: Этноним был введен в 30-е годы ХХ в. Г.Н.Прокофьевым. Как и в отношении ряда народов Севера, он имеет искусственный характер и является производным от энецкого э н э т э / э н н э ч э — «человек», «мужчина».
Основная территория расселения
В настоящее время энцы живут, в основном, в Воронцовском с/с Усть-Енисейского района, Потаповском с/с Дудинского района, а также в Авамском районе Таймырского автономного округа Красноярского края.
Численность
Энцы являются одним из наиболее малочисленных народов Севера. Ясачные документы 1614 г. учли их в количестве 1428 чел., 1640 — 940 чел., 1681 — 892 чел. Уменьшение численности энцев в течение ХУ11 в. связывается с эпидемией оспы 1630 — 1631 гг., после которой полностью исчезли некоторые энецкие роды, а также с событиями этнической истории конца ХУ11 — первой половины ХУ111 в., происходившими на территории Енисейского Севера. Численность энцев по официальным переписям демонстрирует следующую динамику: по переписи 1897 г., они были учтены вместе с нганасанами («енисейские самоеды и тавгийцы») в количестве 1326 чел., современное уточнение материалов переписи устанавливает численность энцев на 1897 г. — 488 чел., 1926 г. — 482 чел., в переписях 1959, 1971, 1979 гг. энцы не учтены, поскольку на местах проживания, они отождествлялись то ненцами, то с нганасанми, 1989 г. — 209 чел.
Этнические и этнографические группы
Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно 2/3 численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и р.Пурой, зимой, откочевывали южнее в лесотундру между р.Малая Хета и оз.Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание с о м а т у / о н э й э н н э ч э. Прочие энцы называли их м а д у — «родственники по жене», ненцы — м а н т о / м а д о.
Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназванием п э — б а й «лесные баи», также их называли энцы группы сомату.
Имевшаяся в прошлом этнографическая специфика этих групп, в настоящее время в значительной степени утрачена и сейчас они рассматриваются в качестве территориальных подразделений энцев. Этническая территория энцев исторически граничила на западе с кочевьями «обдорских самоедов» — ненцев, на юге, с «казымскими самоедами» — лесными ненцами, «туруханскими самоедами», «остяко-самоедами» -селькупами и «инбаками» — кетами, на востоке, с «тунгусами» — эвенками и «пясидской самоядью» — нганасанами. Административно, она входила в Мангазейский уезд Енисейской губернии.
Антропологические характеристики
Западносибирская группа популяций уральской расы.
Язык
энецкий: Энецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, в которой он наиболее близок ненецкому, несколько отличаясь от последнего фонетическим строем и лексикой, по звуковому составу, фиксируется сходство с нганасанским. Он подразделяется на два диалекта: тундровый (маду бада) и таежный (бай бада), которые соответствуют двум территориальным подразделениям энцев. Характер языкового взаимодействия энцев, прежде всего с ненцами, в различных этнокультурных средах происходит по-разному. Возможна полная утрата языка, связанная с ассимиляцией (Байкаловский с/с), при сохранении в среде старшего поколения понимания энецкой речи. Малохетские и Воронцовские энцы практикуют двуязычие, причем ненецкий, наряду с русским, выступает в качестве языка межнационального общения. В Потаповском с/с почти все ненцы (1963 г., 8 семей), владели энецким языком. В целом, языковые процессы на Енисейском Севере можно охарактеризовать как интеграционные.
Писменность
Язык бесписьменный.
Религия
Православие: Православные. Христианизация не имела определяющего влияния на традиционную мировоззренческую систему, поскольку удаленность территорий, где жили энцы, сложности организационного характера, несовместимость мировоззренческих систем, не позволяли миссионерам проводить целенаправленную христианизаторскую политику.
Этногенез и этническая история
История энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике энцев, ряде элементов их культуры, присутствует южносибирская традиция, которая проникает на Север с переселением в 1Х и Х111 вв. ряда южносамодийских родов, принимавших участие в формировании лесных ненцев и энцев. Вторым этнокультурным компонентом, который выделяется в составе энцев, является аборигенный, арктический, зафиксированный в ряде энецких преданий в качестве персонаж «Моррэдэ-нью», «охотника за дикими оленями». Влияние аборигенов, процесс ассимиляции которых южносамодийским населением был достаточно длительным, прослеживается в одежде, жилище и ряде других элементах культуры энцев. Трактовка ряда этнонимов энецких родов, также говорит об участии северного, аборигенного населения в их формировании. Соотношение южносибирских и аборигенных компонентов, на основе анализа родового состава, имеет следующее количественное выражение: тундровые энцы — южносибирские компоненты 44.5%, аборигенные компоненты 33.3%, тундрово-ненецкие, селькупские и пр. компоненты 22.2%; лесные энцы — южносибирские компоненты 98.2%, аборигенные компоненты 1.8%. Сложение этнической территории обеих этнотерриториальных групп энцев, вероятно, закончилось к ХУ11 в. В этот период она включала обширные пространства тундры и лесотундры от бассейна Нижнего и Среднего Таза на юго-западе, до правобережья Енисея и Енисейской губы на северо-востоке для тундровых энцев. Лесные энцы расселялись в бассейне Среднего и Верхнего Таза и далее на восток до правобережья Енисея в районе рек Нижняя Тунгуска и Курейка.
В первой половине XVII в. на северо-востоке Западной Сибири начинается процесс изменения этнической территории энцев, связанный с переселениями селькупов и формированием их северной этнографической группы. К концу XVII в. селькупы окончательно закрепляются в бассейне р.Таз, а в XVIII в., по обеим Баихам. Взаимодействие энцев с селькупами носило различный характер: от прямых военных столкновений, до переселений на новые территории, ближе к низовьям Енисея и вхождения части энецких семей в состав селькупов. Энецкие исторические предания повествуют о военных столкновениях, в этот период времени, между энцами и эвенками и кетами.
В результате этих процессов, наибольшему изменению подверглась этническая территория лесных энцев, многие родовые подразделения которых, переселились вниз по Енисею. Но наиболее значительное влияние на энцев в этот период оказали их западные соседи ненцы. Уже в первой половине ХУ11 в. тундровые ненцы оленеводы, «юрацкая каменная самоядь», в поисках новых пастбищ, активно осваивают бассейн р.Таз и Низовую тундру (Гыданский полуостров), прилежащую левобережью Енисея и Енисейской губе. Продвижение ненцев на запад носило достаточно ярко выраженный военный характер. Исторические повествования энцев упоминают о «трех больших войнах», последнюю из которых энцы выиграли, но в итоге все же были, в основном, вытеснены с левобережья Енисея и бассейна р.Таз. Продвижение обдорских ненцев на восток происходило в течение всего ХУ111 в. и объясняется стремлением хозяйственного освоения новых территорий.
История энцев на левобережье Енисея имела свое продолжение в истории Тазовской и Береговой «инородческих» управ, образованных в Туруханском крае Енисейской губернии по реформе 1822 г., этническую орснову которых, составило ненецко-энецкое население. В границах этих образований, некоторые группы энцев уже к началу Х1Х в. практически полностью утратили этническую специфику, восприняв ненецкий язык и культуру (Береговая управа), другие, при практически полном усвоении ненецкой культурной традиции, еще долго сохраняли язык и представления о своей этнической принадлежности (Тазовская управа). Окончательно современная этническая территория энцев стабилизировалась к середине Х1Х в.
Итогом этих процессов явилось сокращение численности и территории энцев, ограничение ее, в основном, низовьями Енисея в пределах зон лесотундры и тундры, а также включение их в различные территориальные группировки, в состав которых, энцы входили вместе с ненцами, нганасанами и долганами. Другой процесс, который определял этническое развитие энцев в этот период, состоял в частичной интеграции их этнотерриториальных подразделений. Лесные энцы, у ряда семей которых в Х1Х в. появляются многооленные стада, начинают кочевать в северные тундры, в пределах территории тундровых энцев, что способствовало культурному сближению обеих групп.
Этнические параметры культуры энцев традиционно фиксируются весьма неопределенно, что объясняется историческими судьбами, демографией и характером расселения этого народа. С одной стороны, можно отметить общесамодийские основы их культуры, с другой, более тесные связи с нганасанами, самым самобытным самодийским народом, что и определяет специфику энецкой культуры. Немаловажное влияние на ее атрибутику оказал региональный процесс становления крупностадного оленеводства (ХУIII-ХIХ вв).
Хозяйство
Общая динамика хозяйства энцев состоит в переходе от промысловой экономики, «культура охотников на дикого оленя», к домашнему крупностадному оленеводству у тундровых энцев и сохранении в среде лесных, таежного промыслового хозяйства с элементами домашнего оленеводства, в основном, транспортной направленности. Хозяйственный комплекс энцев наиболее выразительно демонстрирует традиционный промысловый календарь, в названиях месяцев которого, отражен тот или иной род занятий. В нем отражена охота на дикого оленя: март с о й д а д ю н г у л а д и р и «хорошей охоты на дикого месяц» (лесные энцы), период промысла оленя загоном и скрадыванием, ноябрь к э д э р о и р и о (тундровые энцы), к э д э р к о р а д и р и (лесные энцы) «гон дикого оленя», период охоты с оленем-маньщиком. Охота на водоплавающую птицу в период линьки в августе у тундровых энцев называлась месяцем к а н у и р и о «птенцов месяц», у лесных, д е д ю д и р и «лебедя месяц». С рыболовством связаны названия летних месяцев: июнь н а а р д и р и «лов рыбы» (лесные энцы). В хозяйстве энцев незначительную роль играл пушной промысел. Охота на песца имела скорее ситуационный характер и не нашла отражения в календаре северных самодийцев. Усиление роли оленеводства в хозяйстве энцев, а в низовьях Енисея самое значительное поголовье домашних оленей было сосредоточено в правобережной группе именно у них, нашло отражение в традиционном промысловом календаре. Апрель тундровые энцы называют н а д и и р о «первые телята родятся», октябрь, м о г о д и и р и о «месяц, когда пороз-олень роняет рога» или к о р а и р и о «оленя-самца месяц». Май в календаре лесных энцев н а д и д и р и «рождение оленьих телят», сентябрь о т у д а й д и р и «гон оленей», октябрь м о г у д и д и р и «конец оленьего гона.