Духовенство и пороки. XIX столетие
Пр. Павел — овъ
В несоответствии человеческих слабостей с высоким назначением пастыря заключается одна из причин тех нареканий на духовенство, которыми более тридцати лет изобилует наша печать.
<…> Один публицист (да простит ему Христос) выразился о нас: «Духовенство тупо, глупо и безнравственно»… Есть внешнее мерило нравственности — это количество преступлений. В «Юридическом вестнике» за 1881 год приведены такие статистические данные за 1873-1877 гг. о числе преступников по сословиям. На 100000 крестьян осужденных 36, на такое же количество дворян осужденных 910, купцов 58, мещан 110, духовных же менее 2-х человек (1,71).
Есть доля справедливости в обвинении духовенства в нетрезвой жизни. Но и этот порок с каждым годом ослабевает. Никто не будет отрицать, что этот порок в значительной степени обязан своим происхождением близости священника к прихожанам, боязни огорчить прихожанина отказом от его трапезы. Теперь крестьянин после совершения требы в его доме может предложить священнику чай, но в недавнее время самовары были еще редкостью в доме крестьянина, и прихожанин угощал своего духовного отца только зеленым вином. Отказаться от угощения — значит обидеть прихожанина и навлечь на себя обвинение в гордости.
Несмотря на то, едва ли я ошибусь, если скажу, что духовенство, в общем, трезвее других сословий. Чтобы не быть голословным, я приведу цифровые данные об употреблении спиртных напитков знакомыми мне священниками, дьяконами и псаломщиками. На 100 человек оказалось 8 запойных, 75 пьющих умеренно и 17 совершенно не употребляющих спиртных напитков.
Письма священника // Русский вестник. СПб., 1892. Т. 219, апрель. С. 172-174,179-180.