Адмиралтейские Ижорские заводы
В 1710 году на реке Ижоре по приказу князя Меншикова возвели плотину и вододействующую пильную мельницу для распиловки леса, идущего на строительство кораблей.
Общий вид зданий Адмиралтейских Ижорских заводов.
(слева направо): малая машинная мастерская, медно-котельная мастерская, гауптвахта, контора завода, заводское училище, склад моделей.
Сперва дело ограничивалось только пилкой леса, но потом для флота потребовались разнородные изделия. Таким образом, в 1760 году устроен был кирпичный завод, в 1770 году построено 7 пильных амбаров, завод для починки якорей, молотовой амбар для сплавки и ковки железа, мукомольная и толчея, приготовляющая цемент к постройке кронштадтского канала. В 1781 году выписана из Англии плющильная машина для изготовления медных и железных листов и построены две печи для нагревания медных листов, десять горнов для ковки гвоздей и мелких кузнечных вещей, каменная литейная и устроен мост через Ижору.
Вид зданий Адмиралтейских Ижорских заводов.
(слева направо): сборочной, чугуннолитейной, большой слесарной
Начиная с 1800 года, после издания специального указа о расширении лесных угодий, приписанных Ижорскому заводу, последний вступает в полосу чрезвычайного подъёма и роста. Вместо примитивных деревянных построек начинается строительство каменных зданий мастерских и цехов. В это время на заводе работали 823 человека. В 1803 году в рамках технического перевооружения на базе старого завода создан машиностроительный завод. В 1803—1804 годах по проекту шотландского архитектора Василия Гесте была построена заводская контора, она стала одним из первых сооружений плана реконструкции завода. Кроме того, Гесте проектировал здания мастерских, которые строились по плану реконструкции. Для технических нужд Гесте совместно с К. К. Гаскойном также была построена каменная заводская плотина на реке Ижора.
Вид здания, где располагалась контора Адмиралтейских Ижорских заводов; слева — гауптвахта.
На предприятии строились первые в России землечерпательные снаряды, колёсные пароходы, судовые машины. В 1818 году, впервые в России, был создан колёсный военный корабль «Скорый», оборудованный вертикальной паровой машиной. В 1832 году впервые в России на заводе была построена паровая машина с кривошипно-шатунным механизмом для военного парохода «Геркулес».
Служащие у мастерских Адмиралтейских Ижорских заводов.
(слева направо) мастерские: столярная и модельная, малая слесарная; справа — склад пожарных инструментов.
С середины XIX века Ижорские заводы становятся основным поставщиком брони для российского флота и береговых укреплений. На заводе осваивается строительство миноносок и миноносцев. С 1878 по 1900 год было построено 19 миноносцев, в том числе один — на нефтяном топливе; пять тральщиков.
Вид зданий на территории Адмиралтейских Ижорских заводов.
(слева направо): магазин товаров 1-го сорта, магазин товаров 2-го сорта, мост через бассейн; большая слесарная мастерская; большая машинная мастерская; малый железопрокатный цех.
Рабочие завода активно участвовали в революционном движении. В ночь с 24 на 25 октября (с 6 на 7 ноября) 1917 с Ижорского завода в распоряжение Военно-революционного комитета было направлено 17 броневиков.
Вид зданий на территории Адмиралтейских Ижорских заводов.
(слева направо): стальная мастерская, цепопробная мастерская, якорный завод, меднопрокатный завод, меднолитейная мастерская, малый прокатный цех.
Вид зданий на территории Адмиралтейских Ижорских заводов.
(слева направо): магазин товаров 2-го сорта, большая машинная мастерская, большая кузница.
Вид зданий на территории Адмиралтейских Ижорских заводов.
( слева направо): мастерские — большая слесарная, чугуннолитейная, сборочная, большая машинная, модельная.
Вид здания Большого прокатного завода, расположенного на территории Адмиралтейских Ижорских заводов.
Вид здания Большого прокатного завода, расположенного на территории Адмиралтейских Ижорских заводов.
(слева направо): Большой прокатный завод, железокотельная мастерская.
Вид здания, где располагалась медно-котельная мастерская, в центре -эллинги.
Рабочие Ижорского завода за бронированием машин. Слева — Мгебров-Уайт (шасси Уайт, проект В.А. Мгеброва) в процессе сборки, без пулемётной рубки и орудийной башни. В центре — британские «Остины» первой серии перебронируются 8-мм бронёй Ижорского завода. На пулемётной башне «Остина» написано название броневика — «Храбрый». 1915
Бронеавтомобиль «Фиат Ижорский» Ижорского завода (на шасси ФИАТ, изготовленном в САСШ на филиале фирмы, бронекузов Ижорского завода) «Илья Муромец» у Смольного института в Петрограде. Самое начало ноября (н.ст.) 1917.
План Адмиралтейских Ижорских заводов 1866 года.