Ростов-на-Дону. Часть 1
В первой половине XIX столетия в городе интенсивно развивалась торговля. В порт заходили суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов. В середине XIX века в Ростове-на-Дону находилось около 1 800 домов, десять церквей и 285 лавок. В это время он вошел в число крупных промышленных центров и важных транспортных узлов юга России. Строились крупные промышленные объекты: чугунолитейный завод (совр. судостроительно-судоремонтный завод «Красный Дон»), машиностроительный завод, изготовлявший паровые шхуны, паровые котлы и насосы, табачная фабрика, бумажная фабрика. В 1886-м началась телефонизация города. В 1896-м была сдана в эксплуатацию электростанция. Шло развитие транспортной системы. В 1870-х годах железнодорожное сообщение соединило Ростов-на-Дону с Харьковом, Воронежем и Владикавказом. Завод сельскохозяйственных машин (совр. культиваторный завод «Красный Аксай») вошел в строй в 1898-м.
Важную роль в экономическом подъеме играл порт, занимавший одно из первых мест на юге страны по объему грузооборота. Во время навигации порт обеспечивал работой более 15 000 человек. В 1902-м, придя на смену конкам, на городских улицах появились первые трамваи. В начале ХХ века в Ростове-на-Дону насчитывалось 110 000 жителей. Среди крупнейших городских предприятий были Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительный завод «Аксай», судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики. К 1914 году открылись консульства 17 иностранных государств, в том числе США, Великобритании, Франции.