Новониколаевск на фотографиях до 1917 г.. Часть 3
28 декабря 1903 года в рескрипте № 747-47 государь император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Новониколаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень. Подлинник документа был подписан исполняющим должность управляющего кабинетом его величества генерал-майором Рыдзевским. В 1912 году власти Новониколаевска официально вводят всеобщее начальное образование (к тому времени всеобщее начальное образование было введено только в Ярославле). В этом же году происходит ещё более громкое событие. Дело в том, что судьба Новониколаевска могла бы стать похожей на судьбы других станционных посёлков, которые таким же образом появились на пересечении великих рек и Транссибирской железнодорожной магистрали, но вмешался случай. В Санкт-Петербурге было принято решение связать железной дорогой Сибирь с Алтаем. Существовали разные варианты отправного пункта, но Владимир Жернаков, городской голова Новониколаевска, в течение трёх лет всеми средствами пытался убедить имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Семипалатинск (конечный пункт алтайской ветки) нужно именно от станционного городка Новониколаевска. В итоге 3 июня 1912 года состоялось главное для будущего Новосибирска событие: жернаковский вариант прошёл Высочайшее утверждение, и Новониколаевск в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом — южный транспортный луч автоматически изменил статус всех остальных, они превратились в транснациональные. С этого времени в Новониколаевске начался невиданный по темпам экономический бум: в 1915 году, когда строительство железной дороги Новониколаевск — Семипалатинск ещё только подходило к концу, в городе при 70 тысячах населения уже работало 7 банков. Символом того времени стала часовня Святого Николая, которая в этом же году была торжественно открыта на Николаевском проспекте (ныне Красный проспект).
Вокзал
Железнодорожный мост через реку Обь
Общий вид города
Железнодорожная церковь
Николаевский проспект
Покровская церковь и приют ясли
Вид на город

Гостиница Метрополь

Военный городок

Вокзал

Военный городок

Общий вид

Ст. Обь. Вид с левого берега

Новониколаевск, городская интеллигенция у Будаговской школы, 1890-е годы

Новониколаевск, дом купца Ф. Д. Маштакова (1903), 1912-1916 годы.

Железнодорожный мост. Вид с правого берега Оби, 1898 год

Лавочники, 1895 год

Магазин Глобус в торговом корпусе, 1910-е годы

Мельница крупчато-мукомольного товарищества, 1900-е годы

Николаевский проспект, 1913 год

Новониколаевск, Оркестр русских народных инструментов железной дороги, 1900-е годы

Новониколаевск, панорама города, 17 апреля 1917 года

Первое здание железнодорожного училища, 1897-1903 годы

Пивзавод товарищества братьев Еленек и компания, 1910-е годы

Пристань на реке Оби, 1910-е годы

Римско-католическая приходская церковь Св. Казимира

Русский для внешней торговли банк, 1910-е годы

Русско-китайский банк, 1910-е годы

Семья Сафоновых, 1900-е годы

Слушатели курсов бухгалтеров М. С. Карукеса

Члены общества попечения о народном образовании, 1910 годы

Электростанция, 1913 год

Почта и гостиница Метрополитен

1

Женская гимназия

Гудимовская улица

Вокзал

Старо-Базарная площадь

2

3

В разливе реки Оби

Учительская семинария
