ЧУВАНЦЫ
ЧУВАНЦЫ — народ, коренное население Чукотского автономного округа Российской Федерации и в Магаданской области (всего 1384 человека). Язык кочевых Ч.- чукотский чукотско-камчатской группы палеоазиатских языков; оседлые говорят на диалекте русского языка. Верующие -православные.
Историческая справка
В русских источниках чуванцы упоминаются с середины XVII в. как один из юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения р. Палаваам, в верховьях р. Амкуэма, Чаун, Большой Малый Анюй. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Еще до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением. Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, Возглавлявшиеся «княжьцами», или «тойонами». Жили в переносных конических чумах или конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дерном. С обращением в XVII-XVIII вв. чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился. К началу XVIII в. чуванцы насчитывали около 520 человек, смешивались с ходыныцами. Их общая численность в 1750 г. — 600 человек. В 1740-50-х гг. чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей. В этот период большая группа чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 г. — в Гижигу. Гижигинские чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце XVIII в. военных столкновений между чукчами и русскими группы чуванцы вновь начали переселяться на Анадырь. К началу XIX в. сформировались две этнографические группы чуванцев: оседлые чуванцы (марковцы, анадырцы), расселенные в районе с Марково и небольших заимках по р. Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные чуванцы, расселенные в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце XIX в. чуванцы составляли одно из пяти «обществ» Анадырской округи. Говорили на «марковском» диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками. По переписи 1897 г., было 275 русскоязычных и 177 «бродячих» чуванцев, из них в Анадырской округе Приморской области — 262 оседлых чуванцев и 144 кочевых, в Гижигинской округе — 15 человек, в Колымской округе Якутии — 32 человека. По переписи 1926-27 гг., чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые составляли 55%. В 1920-е гг. марковыцев стали именовать «камчадалами», и этноним чуванцы применялся лишь к кочевым чуванцам. До 1989 г. чуванцы не учитывались переписями, их относили к русским и чукчам. Кочевые и оседлые группы в значительной степени смешались друг с другом и с соседними народами. Несмотря на это, чуванцы сохранили устойчивое самосознание.
Хозяйство и быт
В XIX в. для оседлых чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьей перекочевывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долбленых лодках-каяках, охотились с помощью «поколюг» — специальных пик. Занимались также пуной охотой.
Кочевые чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством. Жили в ярангах. Современные кочевые чуванцы работают совместно с чукчами и эвенами в оленеводческих хозяйствах («Марковский» и др.), часть оседлых чуванцев в хозяйствах занимаются ловом и переработкой рыбы. Собаководство практически исчезло. Многие из марковцев заняты в животноводстве и городничестве.
в продаже здесь кета сушено вяленая от производителя.
Зимой чуванцы носили меховую одежду чукотского типа — двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом — камлейку — глухую одежду с капюшоном, того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы использовали русскую одежду.
Оседлые чуванцы питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев — продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в больших количествах пили чай. Пища кочевых чуванцев состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.
Духовная культура
Духовная культура и социальные отношения оседлых чуванцев испытали значительное русское влияние. Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы справлялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине — орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых чуванцев был широко распространен охотничий фольклор, где совмещались действительные и фантастические сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки. Заимствованием у русских является и драматическая игра «Лодка», воспринятая чуванцами от камчаткских казаков в XIX в. и бытовавшая до недавнего времени в пос. Марково.
Кочевые чуванцы в основном сохраняют традиционные верования, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводческим хозяйственным циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и пр. Было развито шаманство, распространены антропоморфные и зооморфные фигурки из дерева, кожи, кости, камни для гадания, аналогичные корякским аняпелям.