ЧУКЧИ
ЧУКЧИ (самоназвание — «настоящие люди»), народ в Российской Федерации, коренное население Чукотского автономного округа (11,9 тыс. человек), живут также на Севере Корякского автономного округа (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском районе Якутии (1,3 тыс. человек). Язык чукотский чукотско-камчатской группы палеоазиатских языков.
Основная территория расселения
Основная масса чукчей живет в Чукотским АО Магаданской обл., частично в Корякском АО Камчатской обл. и на востоке Республики Якутии (Саха).
Численность
Численность по переписям: 1897 — 11.711, 1926 — 13.100, 1959 — 11727, 1970 — 13597, 1979 — 14007, 1989 — 15184.
Этнические и этнографические группы
Исторически чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные (чавчу) расселяются в континентальной части Чукотки — чукчи-оленеводы, береговые (анкалын — ан -«море», кальн — «приморский»), прибрежные жители, охотники на морского зверя.
Антропологические характеристики
Антропологически чукчи, наряду с эскимосами, коряками и ительменами, включаются в материковую группу популяций арктической расы, генетически связанную с тихоокеанскими монголоидами. В то же время, специфический тепло регуляционный комплекс чукчей и эскимосов свидетельствует о длительности их проживания в экстремальных условиях Северо-Востока Сибири.
Язык
Чукотский: Чукотский язык входит в чукотско-корякскую группу/семью палеоазиатских языков.
Писменность
В 1930 г. на основе единого северного алфавита была создана письменность. В 1932 г. В.Г.Богораз составил первый букварь. С этого времени распространением письменности на Чукотке руководил специальный окружной комитет. Успешному распространению грамотности способствовало относительное единство чукотского языка. С 1936 г. письменность переведена на русскую графику.
Религия
Традиционные верования: Православные. Процесс христианизации, начавшийся в конце ХVII в. и продолжавшийся до начала ХХ вв., привел к распространению среди чукчей некоторых элементов православия, сопровождавшего внедрение русской культуры. Миссионерская деятельность значительно усилилась после того как во главе православной церкви северо-востока Сибири встал И.Е.Вениаминов, который считал, что приобщение аборигенов к вере возможно через повышение культуры в целом. Церковь достаточно активно боролась с «шаманизмом», в то же время, терпимо воспринимая синкретические с христианством его формы выражения» В советский период, когда основы атеистической пропаганды были направлены против христианства, можно наблюдать, в несколько видоизмененном виде, возрождение традиционных верований.
Громкоговорители купить в москве rupor-megafon.ru/gromkogovoriteli/.
Этногенез и этническая история
Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV — III тыс. до н.э. Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца ХVII — начала ХVIII вв. В то же время, современное хозяйственно-культурное разнообразие чукчей, отражает их активные контакты с соседними народами.
В основе формирования береговых чукчей, охотников на морского зверя, лежат, начиная с середины 1 тыс. н.э., их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие двух охотничьих традиций, в начальный период, в связи с отличиями практически во всех аспектах культуры, оно происходило в форме обмена. В последствии, часть чукчей, континентальных охотников на оленя, перешла к оседлому образу жизни и занятию морским зверобойным промыслом. При коренной трансформации экономики и культуры, в связи с демографической ситуацией (чукчей было больше) и характером освоения (подселения в эскимосские поселки, но образование в них собственных общин, создание чукотских поселений). они не утратили свою этническую специфику. Чукотская и эскимосская культуры сосуществовали в условиях взаимовлияния. Сохранению этнической культуры береговыми чукчами, способствовали и их достаточно интенсивные контакты с чукчами оленеводами.
История формирования оленных чукчей не столь очевидна. Согласно одной из точек зрения, оленеводство на Чукотке возникает конвергентно по отношении к другим сибирским центрам доместикации, на основе культуры охотников на дикого оленя, другая полагает заимствование оленеводства чукчами от тунгусов. Становление крупностадного оленеводства на Чукотке датируется ХУ111 в., в течение которого резке увеличивается поголовье домашних оленей, что. к середине XIX в., позволяет оценить его в качестве экономической основы общества чукчей-оленеводов. Исторически сложились две области расселения оленных чукчей: южная, в бассейне р.Анадырь и северная, от Анадырского хребта к побережью Северного Ледовитого океана. Внутри этих областей выделяются более мелкие группы, названия которых восходит к названию территории на которой они расселяются. Кочевое оленеводство определяет образ жизни и атрибутику культуры оленных чукчей. Сохранение во второй половине XIX в. натурального характера чукотского оленеводства, увеличение внешнего спроса на его продукцию, способствовало последующему вовлечению чукчей в товарные отношения (поставка на рынок мяса, шкур, кож, продукции ремесленного производства). В конце XIX — начале XX вв. оленеводство определяет и социальное расслоение чукотского общества.
Традиционная одежда
Основными материалами из которых изготавливалась традиционная одежда как оленных, так и приморских чукчей были оленьи и вне значительной части тюленьи шкуры, котрые в основном использовали для шитья обуви и отдельных деталей одежды.
Состав костюма чукчей отличался но полу, а так же по принадлежности к хозяйственной группе.
Так, нательной одеждой мужчин у приморских чукчей были натазники и двойные штаны из камуса и оленьей шкуры, оленные чукчи натазников не носили. Плечевая одежда летом у обеих групп чукчей состояла из глухой рубахи, сшитой мехом вовнутрь, зимний костюм дополнялся еще одной глухой рубахой, скроенной аналогично нижней, но мехом наружу. Одежда подпоясывалась с напуском, в который помещали мелкие предметы — табак, трубку, спички и т.п. Русские называли такую одежду «кукашка» или «кухлянка». Для защиты меховой одежды от влаги, поверх ее одевалась «камлея» — туникообразная глухая одежда с капюшоном. Это зимний комплект одежды. Летом носили либо старую зимнюю, либо аналогичную по крою, но сширую из ровдуги. Приморские чукчи изготавливали непромокаемые камлейки из кишок мроских млекоипитающих.
Зимняя обувь двойная (меховой чулок мехом вовнутрь и наружная камусная мехом наружу), заправляется под штаны. Летняя делалась из «дымовины» — оленьей шкуры из покрышки яранги. В комплекс зимнего костюма входили одинарные камусные руковицы и двойные капорообразные шапки.
Женская одежда по категориям костюма совпадала с мужской, нательная — пояс-повяка у приморских чкучей носилась с натазниками. Нижняя плечевая одежда — широко скроенный комбинезон с короткими штанинами шился мехом вовнутрь. Концы руковов и штанин имели вздержки. Зимний костюм дополнялся наружним кобмбинезоном сшитым мехом наружу. Чукотское название женского комбинезона «керкер». При длительных переездах и холодной погоде поверх двойного комбинезона носилась глухая одежда мехом вовнутрь с капюшоном — камлейка. Венская летняя одежда состояла из выношеного старого зимнего комбинезона и камлейки из хлопчатобумажных тканей. Женщины, как и мужчины в сырую погоду носили кишечные камлемки. Женская обувь по составу соответсвует мужской но имеет более длинные голинища, которые на ноге закрепляются завязками. В комплексе с комбинезоном обувь заправлялась в штанины, которые затягивались вздержкой. Женские руковици и головные уборы по конструкции и способам ношения не отличаются от мужских.
Традиционные поселения и жилища
В зависимости от вида хозяйственной деятельности, поселения чукчей делились на кочевые оленеводческие, которые состояли из переносных жилищ яранг и стационарные/сезонные поседения, образованные постоянными наземными и полуподземными жилищами.
Основное жилище оленных чукчей — яранга. Это каркасная постройка, жердевая основа которой образована двумя фигурами вращения: низ — цилиндрический, верх — конический. Стены образованы вертикальными шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонтальными шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур и дополнительно обвязывается ремнями. Жилая часть яранги состоит из пологов (ящик прямоугольной формы, сшитый из оленьих шкур), количество которых зависит от количества брачных пар, живущих в яранге. Полог отапливается и освещается жировыми лампами.
Жилище оседлых чукчей более капитальное. Это наземная или углубленная в грунт постройка. Ее основу составляет каркас из китовых челюстей и ребер. Сверху каркас перекрывался дерном и землей. Внутри по периметру стен шли нары, на которых, как и в яранге, располагались полога. В жилище были два входа: летний через крышу и зимний в одной из боковых стен. Каркас таких построек мог изготавливаться из бревен.