Бегство учеников при Петре I
А. Пыпин
В учебном деле был и другой великий недостаток — бегство из школы самих учеников. Некоторые защитники старой Руси утверждали, что причиной бегства было то, что школа XVIII века — и та, которую заводил Петр, и та, какую в церковном ведомстве устраивали киевские ученые, — не отвечала «русскому народному характеру». Это возражение могло бы иметь смысл, если бы в старой России была действительно какая-нибудь настоящая школа, но такой школы не существовало. Дело объясняется проще: громадная масса людей не приобрела от старины никакой потребности в школе, считала ученье излишней роскошью («отцы наши не глупее нас были и обходились без школы» и т.п.), и даже вредной, потому что можно было «зайтись в книгах» и потерять разум, — дикое представление, на которое негодовал еще Курбский; молодые поколения охотно принимали это соображение и бежали из школы, чтобы не утруждать себя ученьем. Историк Академии замечает просто, что мысль о необходимости образования не могла быть скоро всеми принята с убеждением и охотой, потому что «старая привязанность к праздному невежеству еще нравилась многим», и это справедливо. «Духовный Регламент» замечает, что набор в школы в глазах родителей похож был на рекрутский набор. Родители оплакивали своих детей, которых брали в школы, совершенно так же, как древний летописец говорил это о временах Ярослава; и когда школьники бегали из школы, родители только помогали им укрываться. В конце концов от родителей брали «сказки», что они укрывать беглецов не будут; синод приказывал брать в школы всех поповских детей, «а которые в учении быть не похотят, тех имать в школы и неволею», и назначен был денежный штраф за неявку…
История русской литературы. В 4 т. СПб., 1911. Т. 3. С. 449.