Беды России имели причиной закрепощение крестьян
Н. Тургенев
[…] в европейских чисто-монархических государствах существовали некоторые учреждения, кои давали всему гражданскому и политическому составу государства некоторую правильность, некоторую стройность и порядок. Такие учреждения имели основание историческое, развитие их совершалось в продолжение целых веков. Как народ, так и тогдашние правительства свыкнулись с образовавшимся мало-помалу порядком вещей. По сей-то причине и существовало в понятиях народных ясное и твердое сознание законности, так что каждый почитал себя более или менее огражденным и в лице своем и в своем имуществе. И подлинно: более или менее правильное управление, существование порядочных судов с порядочным судопроизводством достаточно обеспечивали подданных в их гражданских и человеческих правах.Историческая жизнь русского народа не пришла и не могла прийти к подобным результатам. Более двух веков Россия страдала под татарским игом. Страдать не то, что жить. Когда народ страдает, тогда он едва ли живет. Татарское иго оставило после себя печальные следы, которые, к несчастию, и до сего времени слишком заметны и чувствительны. После татар Россия возродилась, но возродилась в совершенно ином духе, на совершенно иных основаниях. Она пошла иным путем, и древнее прошедшее осталось без влияния на новые судьбы России. Наконец явился Петр I и отодвинул еще далее древнее и новое прошедшее, указав России новый путь, новый совершенно и во всех отношениях. Дурно ли, хорошо ли сделал Петр I, мы не беремся разрешить сего вопроса. Дело в том, что теперь для России нет пути иного, как путь, указанный Петром, путь к Европе, к европейской образованности, к европейской жизни.
При таких судьбах России, при таких изменениях в направлении жизни русского народа, нет ничего удивительного, что в России не образовалось ни здравых преданий, ни постоянных благотворных нравов и обычаев, привычек, кои заменяют иногда законодательство; не развилось того чувства, того сознания законности, которые мы встречаем в иных землях. Скажем, однако же, что все сии роковые неудобства, все сии огромные препятствия могли бы, вероятно, хотя частию, быть преодолены природными способностями русского народа, если бы иное бедствие, величайшее из всех, не постигло Россию, бедствие, которое все парализовало, все растлило, все исказило, все унизило, все деморализовало. Это: закрепощение крестьян.
Актуальная информация Кейтеринг у нас на сайте.
Все вредное, все бедственное для России в последние два с половиной столетия имело главным источником, главною причиной закрепощения крестьян. В России, конечно, многие признавали несправедливость рабства в нравственном и христианском смысле; многие находили даже, что оно вредно и в хозяйственном отношении. Но весьма немногие следили за всеми многоразличными последствиями, которые оно имело для характера народного, для нравственности народной, для понятия о праве, о правде, о справедливости, для понятия о достоинстве человека и гражданина.
Мы заметили выше, что в иных государствах, несмотря на чисто монархический образ правления, образовалось и существовало в народе чувство и понятие законности. Сего чувства, сего понятия не было и нет в России. Произвол, произвол везде и во всем — вот главный, преимущественный инстинкт русского человека. С теми нравами, с теми обычаями, с теми привычками, кои возникли в русском народе при существовании рабства, можно ли было ожидать какого бы то ни было здравого, утешительного развития в жизни народной? Справедливо было признано, что рабство портит и развращает еще более властителя, нежели подвластную ему жертву. А сии-то самые властители и стояли во главе народа и руководили им на пути гражданственности!
Взгляд на дела России. Лейпциг, 1862. С. 21 — 24.