Костомаров

Начало царст­вования Анны Иоанновны

Начало царст­вования Анны Иоанновны

Н. Костомаров Со дня объявления самодержавия начинается царст­вование Анны Ивановны. Возведенная на степень такого могущества, какого никогда себе не ожидала, она ока­залась вовсе не подготовленною ни обстоятельствами, ни воспитанием к своему великому поприщу. На престоле она представляла собою образец русской барыни старинного покроя, каких в то время можно было встре­чать повсюду на Руси. Ленивая, неряшливая,(…)

Нетерпимость к раскольникам в XVIII веке

Нетерпимость к раскольникам в XVIII веке

Н. Костомаров В XVIII веке ни одно царствование в России не оз­наменовалось такою нетерпимостью к раскольникам, как описываемое. Религиозное настроение императрицы по­буждало ее поддаваться известным влияниям, и она до­шла в своей ненависти к расколу до полной нетерпи­мости. С своей стороны, гонимые раскольники впали в такое безумное отчаяние, что начали возводить само­убийство в религиозный догмат. Гонение(…)

Новая ветвь славянорусской народности

Н. Костомаров По письменным памятникам в XIIстолетии мы встре­чаем в этих местах значительное число городов, без со­мнения, русских: Ростов, Суздаль, Переяславль-Залесский, Дмитров, Углич, Зубцов, Молога, Юрьев, Владимир, Москва, Тверь, Галич-Мерьский, Городец и др. Беспокой­ства в южной Руси пробуждали ее тамошних жителей пе­реселяться в эту страну. […] В этом-то крае, колонизован­ном пришельцами из разных славянорусских земель,(…)

О личности Петра

О личности Петра

Н. Костомаров Все темные стороны характера Петра, конечно, легко извинять чертами века; справедливо могут указать нам, что подобных сторон еще в большей степени найдется в характере других современников Петровых. Несомнен­ным останется, что Петр превосходил современных ему земных владык обширностью ума и неутомимым трудо­любием, но в нравственном отношении не лучше был многих из них; зато и(…)

Об­щая христианская милостыня XVI века

Об­щая христианская милостыня XVI века

Н. Костомаров Стоглавый собор узаконил выкуп русских людей, по­падавшихся в плен татарам. Прежде таких пленников вы­купали греки, армяне, а иногда и турки, и приводили в московское государство, предлагая выкупить, но если не находилось охотников, то уводили их назад. Теперь же поставлено было выкупать их из казны, и издержки на выкуп разложить по сохам на весь(…)

Основные болезни русского населения XVI — XVII веков

Основные болезни русского населения XVI — XVII веков

Н. Костомаров Русские вообще ходили в баню очень часто: она была первою потребностию в домашней жизни, как для чисто­плотности, так и для какого-то наслаждения. Почти в каж­дом зажиточном доме была своя мыльня […]; сверх того для простонародия и для приезжих везде по городам су­ществовали общественные или царские мыльни, где за вход платили деньги, составлявшие во(…)

Отношения русских к религии в середине XVI века

Отношения русских к религии в середине XVI века

Н. Костомаров Несмотря на глубоконравственное значение, какое во­обще придавали строгому подчинению церкви, русское благочестие основывалось больше на внимании к внешним обрядам, чем на внутреннем религиозном чувстве. Духо­венство почти не говорило проповедей, не было училищ, где бы юношество обучалось закону Божию. Русские вообще редко исповедовались и причащались; даже люди набожные ограничивались исполнением этих важных обрядов только(…)

Постоянная боязнь тайных врагов в эпоху XVI столетия

Постоянная боязнь тайных врагов в эпоху XVI столетия

Н.Костомаров Тогдашняя столица своим наружным видом соответст­вовала такому порядку вещей. Иноземца, въезжавшего в нее, поражала противоположность, с одной стороны, по­золоченных верхов кремлевских церквей и царских вы­шек, с другой — кучи курных изб посадских людишек и жалкий грязный вид их хозяев. Русский человек того вре­мени, если имел достаток, то старался казаться беднее, чем был, боялся пускать(…)

Почему русские не любили иностранцев

Почему русские не любили иностранцев

Н. Костомаров Ненависть к иностранцам происходила от того, что иностранцы пользовались и преимуществами, и милостя­ми царя более природных русских и позволяли себе пре­зрительно обращаться с русскими. […] Старые русские обычаи в обращении с людьми до чрезвычайности не сходились с европейскими и со­блазняли иностранцев своею грубостью и угловатостью, даже и в кругу, близком ко двору царя.(…)

Праздники и традиции на Руси XV-XVI столетий

Праздники и традиции на Руси XV-XVI столетий

Н. Костомаров Праздники были временем отклонения от обычного по­рядка по ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни. Благоче­стивые люди вообще почитали приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского благотворения. Ходить в церковь к установленному бого­служению была первая потребность; кроме того, хозяева приглашали к себе духовенство и служили в доме молеб­ны, и(…)

Различия сословных отношений в XVI-XVII веках

Различия сословных отношений в XVI-XVII веках

Н. Костомаров По старинным понятиям русских, ходить пешком для важного человека считалось предосудительным и неприличным, и хотя бы нужно было сделать несколько шагов от двора по улице, боярин или значительный дворянин по­читал необходимым для поддержания своего достоинства ехать, а не идти. Мужчины по городу ездили, летом, вер­хом; зимою, в санях. […] В приеме гостей русские(…)

Роль Минина и Пожарского в спасении державы

Роль Минина и Пожарского в спасении державы

Н. Костомаров […] князь Пожарский находился в своей вотчине Линдехе за 120 верст от Нижнего и едва оправился от ран, полученных в Москве, как к нему прибыли: нижегород­ского Печерского монастыря архимандрит Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: «Рад за православную(…)

Русский народ противился не знаниям, а иноземному образу жизни

Н. Костомаров Заметим, что все распоряжения тогдашнего времени, касавшиеся внешней стороны жизни, столько же раз­дражали современников Петра, сколько принесли вреда России в последующее время. Они-то приучили русских бросаться на внешние признаки образованности, часто с ущербом и невниманием к внутреннему содержанию. Русский, одевшись по-европейски, перенявши кое-какие приемы европейской жизни, считал себя уже образо­ванным человеком, смотрел с(…)

Самозванные мессии и святые в XVIII веке

Самозванные мессии и святые в XVIII веке

Н. Костомаров […] находились такие, что сами себя выдавали за при­шедшего вновь на землю Христа. Таких Христов появ­лялось несколько в разных краях: в Москве какой-то отставной стрелец Лубкин выдавал себя за Христа, уче­ников своих называл апостолами и причащал их разре­занными ломтиками калачей; на Дону казак Мирон вы­давал себя за Христа-Бога, а в Ярославском уезде, в(…)

Самолюбивость и лживость Бориса Годунова

Самолюбивость и лживость Бориса Годунова

Н. Костомаров Со смертью Ивана, Борис очутился в таком положе­нии, в каком не был еще в Московском государстве ни один подданный. Царем делался слабоумный Федор, кото­рый ни в каком случае не мог править сам и должен был на деле передать свою власть тому из близких, кто ока­жется всех способнее и хитрее. Таким в придворном кру­гу(…)

Страх новизны великорусского общества в начале XVII века

Страх новизны великорусского общества в начале XVII века

Н. Костомаров Печальные обстоятельства предшествующей истории наложили на великорусское общество характер азиатско­го застоя, тупой приверженности к старому обычаю, страх всякой новизны, равнодушие к улучшению своего духовно­го и материального быта и отвращение ко всему иноземно­му. Но было бы клеветою на русский народ утверждать, что в нем совершенно исчезла та духовная подвижность, кото­рая составляет отличительное качество европейских(…)

Стремление к мона­стырской жизни под воздействием монгольского гнета

Стремление к мона­стырской жизни под воздействием монгольского гнета

Н. Костомаров (…) при монгольском владычестве монастырские воло­сти находились в наиболее благоприятном положении: ог­ражденные ханами, насколько исполнялись ханские пове­ления, от поборов и разорений, монастыри умножались не­прерывно; но с половины XIV века умножение их является в несравненно большем размере против прежних времен: на Руси делается заметным сильное стремление к мона­стырской жизни, и это стремление избирает для(…)

Строительство Петербурга и тяготы народа

Строительство Петербурга и тяготы народа

Н. Костомаров После победы над шведами Петр, считая свой люби­мый Петербург уже крепким за Россиею, принялся за устройство его более энергическим образом, а это по­служило поводом к такому отягощению народа, с каким едва могли сравниться все другие меры. В 1708 году выслано было в Петербург сорок тысяч рабочих. В де­кабре 1709 года со всех посадов(…)

Указ о бритье бород как продолжение угнетения русского народа

Указ о бритье бород как продолжение угнетения русского народа

Н. Костомаров Ревнители старины вопияли против брадобрития и немецкого платья, но их ропот сам по себе не имел бы большой силы без других важных поводов, возбуждав­ших всеобщее негодование: бритье бород, немецкое платье в эпоху Петра тесно связывались с разоритель­ными поборами и тяжелою войною, истощавшею все силы народа. Русская история в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей. СПб.,(…)

Усиление самодержавия при Василии III

Усиление самодержавия при Василии III

Н. Костомаров Историки называют царствование Василия продол­жением Иванова. В самом деле, мало в истории при­меров, когда бы царствование государя могло назвать­ся продолжением предшествовавшего в такой степени, как это. Василий Иванович шел во всем по пути, указанном его родителем, доканчивал то, на чем оста­новился предшественник, и продолжал то, что было начато последним. Самовластие шагнуло далее при(…)

Эпоха всеобщего порабощения

Эпоха всеобщего порабощения

Н. Костомаров В монархических государствах приемы и нравы двора всегда перенимаются подданными, преимущественно высшими классами. В Москве, где все уже начали называть­ся холопами государя, такое влияние придворных нравов было неизбежнее, чем где-нибудь. Кроме того, это время вообще было эпохою, когда утвердилось всеобщее пора­бощение, обезличение и крайнее самоунижение русских людей: понятно, что и женщина должна была(…)