Гакстгаузен

Москва — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа

Москва — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа

А. Гакстгаузен Москва имеет значение для русского народа, какого ни один город ни в одной стране не имеет для своего народа. Она — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа. Во всей этой неизмеримой стране нет ни одного великоросса от Архангельска до Одессы, от Тобольска до Новгорода, который бы не говорил о “святой матушке” Москве(…)

Август Гакстгаузен: отношения между русскими и финскими племенами

А. Гакстгаузен Едва ли кто будет утверждать, что русские оттеснили финские племена на север России. Русские никогда не кочевали, они всегда колонизировались, они приходили в качестве ремесленников, огородников, земледельцев, ры­боловов, шли вдоль всех рек и устраивались на них. Они не гнали охотничьи племена, жившие внутри страны, вда­ли от рек; Русские, по своей натуре и по(…)

Внутренние отношения народной жизни в XIX столетии

А. Гакстгаузен Только что я <…> пошел к тарантасу, чтобы ехать дальше, нам по­палась навстречу старая старушонка. Мой спутник сказал ей: “Про­щай, матушка!” Она отвечала: “Прощай, голубчик!” Как вежливо и как мило! Можно ли услышать где в Германии от крестьянской старухи такое ласковое слово? <…> Так как тарантас мой поломался и не скоро мог быть(…)

Внутренние отношения народной жизни в России

А. Гакстгаузен Русский народ имеет ко всему способности и талант. Быть может, изо всех народов он одарен наибольшим практическим смыслом. Но русский совершенно лишен той привязанности и любви к свое­му званию, к своему занятию, к своему труду, которая составляет типичную характеристику немца. Коренной немец любит свое зва­ние и не променяет его ни на какое другое;(…)

Гостиницы в Российской империи

А. Гакстгаузен Так как я в первый раз останавливаюсь в гостинице во внутренней России, то мне хочется сделать несколько общих замечаний об них. Гостиниц в европейском смысле прежде не было вовсе в России. Там существовали только азиатские караван-сараи, т. е. большие пустые, не меблированные дома, в которых можно было за небольшую плату найти кров для(…)

Иван Грозный в воспоминаниях русского народа

А. Гакстгаузен Да, это был человек несколько странного и неприятно­го нрава. Но удивительно, что в воспоминании русского народа, по сохранившимся легендам, Грозный был чело­век набожный, добродушный, легко дающийся в обман и вовсе не стойкий. Исследования внутренних отношений на­родной жизни и в особенности сельских уч­реждений России. В 2 т. М., 1869. Т. 1. С. 27. Миниатюра: Григорий(…)

Китай-город в Москве

А. Гакстгаузен По другую сторону Красной площади начинается Китай-город, первое строение которого есть огромный рынок, или базар, часто называемый просто городом; я думаю, надо час времени, чтобы исходить все эти бесчисленные ряды с лавками по обеим сторонам. <…> Такие базары во всех русских городах, они, очевидно, восточно­го происхождения, но совпали с коренным русским духом ассоциа­ции.(…)

Население Москвы середины XIX века

A. Гакстгаузен В Москве нет так называемого мелкого люда, живущего, как в Берлине, под крышами и в подвалах. Если и есть в Москве отдаваемые в наем мансарды, то только как редкое исключение, подвальных же жилищ я не видал вовсе. Но ведь прежде не жил в Москве и простой народ, и теперь он попадается там еще(…)

Непрочность собст­венности крестьян

А. Гакстгаузен То обстоятельство, что великороссы редко садят деревья, и имен­но фруктовые, приписывают обыкновенно непрочности собст­венности крестьян. Но хотя по теории передел земель мог бы со­вершаться часто, на практике он совершается редко, и в особен­ности огород остается всегда при том же доме. Гораздо скорей это может быть приписано нередко указанной склонности характера русского народа. Русский(…)

Отношение русского мужика к водке

А. Гакстгаузен Одна русская народная шутка рассказывает, что Бог, сотворивши землю, заселил ее разными народами и щедро снабдил их всем, точно так же и русских, давши им много земли и всего в изобилии. Только он стал спрашивать каждый народ порознь, доволен ли он. Все отвечали, что довольны. Когда Бог спросил русского, то он снял шапку(…)

Петербург — окно в Европу

А. Гакстгаузен Уже давно замечено, что по Петербургу нельзя составить себе верного понятия о России. Петербург называют окном в Европу, прорубленным Петром I, чтобы открыть доступ в Россию западно-европейскому свету. Петербург по преимуществу европейский город, с меньшим даже национальным характером, чем, например, Лондон или Париж, с немного большим числом русских церквей против церквей прочих вероисповеданий,(…)

Правила протестантской, католической и христианской церквей

А. Гакстгаузен <…> В самой церкви нет ни малейшей разницы между знатным и бедным. В протестантской церкви у каждого свое определенное место, абонированный стул, некоторые строят себе в церквах ма­ленькие комнатки с дверью и окном, знатнейшие помещаются ближе к алтарю или кафедре, остальные по рангу ближе или даль­ше. Все государственные, сословные, чиновные различия, — все(…)

Примеры мягкости и доброты характера великорусского народа

А. Гакстгаузен Я не раз видел примеры мягкости и доброты характера великорусского народа. Я видел, как нищим подавали милостыню люди, совершенно бедные и, может быть, отстоящие, по своей бедности, на одну только ступень от положения нищего. Я имел также случай заметить, что простой русский народ вежлив до уничижения не только в отношениях к высшим, но(…)

Смешение крови на Руси

А. Гакстгаузен Путь, каким Русские образовали из себя народ, а Рос­сия сложилась в государство, покрыт еще мраком, кото­рый трудно вполне рассеять. Главнейшую, основную часть народа составляют Славяне. Малороссы более других со­хранили тип славянской расы, они менее смешивались с другими народностями и потому не могли стать господст­вующим народом в России. Никогда чистые, не смешан­ные народы не(…)