АЛАНЫ
АЛАНЫ- ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. н. э. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть А. участвовала в Великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце 9 в. образовали государство в центральной части Северного Кавказа, распавшееся в ходе монгольских завоеваний 13 в. Кавказские А. (по-русски ясы) -предки осетин.
История
Язык
Осетинский язык является прямым потомком аланского. Некоторые топонимы этимологизируются как восточно-иранские на основе современной осетинской лексики (Дон, Днестр, Днепр, Дунай), на осетинском материале расшифровываются немногочисленные сохранившиеся письменные фрагменты на аланском. Наиболее известный — Зеленчукская надпись. Другое известное свидетельство аланского языка — аланские фразы в «Теогонии» византийского автора Иоанна Цеца (XII век).
С другой стороны, имея кавказское прошлое, осетинский язык не полностью воспринял язык алан. Об этом косвенно писал доктор филологических наук осетинский профессор В. И. Абаев: «среди всех не-индо-европейских элементов, которые мы находили в осетинском языке, кавказский элемент занимает особое место, не столько по количеству… сколько по интимности и глубине вскрывающихся связей», поэтому в осетинском языке кавказский элемент — «самостоятельный структурный фактор, как своего рода вторая его природа», потому что «общие элементы осетинского с окружающими кавказскими языками ни в коем случае не покрываются термином „заимствование“. Они затрагивают самые глубинные и интимные стороны языка и свидетельствуют о том, что осетинский во многих существенных отношениях продолжает традицию местных кавказских языков, совершенно так же, как в других отношениях он продолжает традицию иранскую… Причудливое сочетание и переплетение этих двух языковых традиций и создало то своеобразное целое, которое мы зовем осетинским языком».
Религия
По преданию, в I веке апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит пришли в страну Осетинскую и достигли города под названием Постапори, где произвели множество чудес, обратили и крестили множество людей.
К началу IX века относятся сохранившиеся по сей день аланские храмы на территории Архыза (нынешней Карачаево-Черкесии).
К началу X века относится крещение местной правящей династии Западной Алании. С начала X до конца XVI в. на территории Алании существовала Аланская епархия Константинопольского Патриархата.
Восточные аланы до XII в. были язычниками; в эпоху св. груз. царицы Тамары здесь велась интенсивная христианская проповедь, но все же «вера предков» никогда не забывалась в этих местах, что существенно отразилось на психологии жителей и на обрядах погребения.
Свидетельством распространения Христианства среди аланов является факт замены в Нартском Эпосе некоторых имен главных героев именами христианских святых .
С XIV века среди аланов стал распространяться ислам.
Культура и искусство
Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на реке Большой Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на реке Терек, Ахалкалинское на реке Сунже и другие. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения аланов были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство аланов в IV—V веках представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (так называемы полихромный стиль). Позднее появились подвески и другие украшения, отделанные птичьими головками. В VII—IX веках распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства в X—XIII веках свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой. В X—XII веках у аланов зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.