АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ, общие правила, издаваемые администрацией в разъяснение и развитие законодательства русского. По своему материальному содержанию административные распоряжения определяли индивидуальные, конкретные отношения в противоположность закону, который устанавливал в большинстве случаев общие правила, общие категории однородных отношений. Формальное различие между законом и административными распоряжениями состояло в том, что закон издавался органами законодательной власти, а административные распоряжения — органами власти правительственной.

Это формальное различие, очевидно, не совпадало с указанным материалом, т. к. органы законодательной власти всюду и всегда разрешали также и дела конкретного характера, а в порядке управления нередко устанавливались и общие нормы. Т. о., для практического различения административных распоряжений и законов существенное значение приобретал формальный путь возникновения данного положения — издание его в порядке законодательном или управления. Такого различения требовал основной устой государства — законность. Для последовательности и методичности отправления государственных функций необходимо было формальное выделение в категорию законов более важных правовых начал и положений. Т. о. создавались рамки для деятельности административной власти и для административных распоряжений. В государствах конституционных закон отличался от административных распоряжений участием народного представительства в его создании. В России н. XX в. на основании ст. 50 Основных законов, гласящей, что «все предначертания законов рассматривались в Государственном Совете», законодательный порядок заключался в предварительном рассмотрении проекта Государственным Советом. Т. о., и акты верховной власти в порядке управления по их юридическому значению не следовало смешивать с законами. Указанный характер административных распоряжений в России обеспечивался до известной степени практикой Сената, противившегося испрошению министрами по делам законодательного свойства Высочайших повелений в порядке управления, а также судебным толкованием законов: в случае противоречия указа и закона можно было «основать решение на общем смысле законов». Российский закон (ст. 51—52 Основных законов) устанавливал, что административные распоряжения могут заключать в себе только разъяснение закона в порядке исполнения. На практике, однако, административные распоряжения содержали и развитие действующего законодательства. Гарантию закономерности административных решений пытался установить еще Петр I. Указом от 20 янв. 1724 он установил: 1) ответственность за неисполнение только законных распоряжений начальства; 2) право представления и протеста со стороны подчиненных лиц и мест, получивших незаконное распоряжение. Эти начала легли в основу законодательства Российской Империи, действовавшего вплоть до н. XX в.