Угодничество князей и духовенства Орде

М. Тихомиров

Требования ханов находили отпор у Александра Невского, но совершенно по-иному поступали другие князья, которые стремились своим угодничеством пе­ред татарами добиться помощи против своих сороди­чей. Летопись говорит об Александре Невском, что он «перемогался», брал верх, пересиливал татар. О рос­товском же князе Глебе Васильевиче читаем иное: «Сей от юности своей, от нахождения поганых татар и по пленении от них Русской земли, начал служите им». Правда, летописец хвалит Глеба как защитника христиан, спасавшего «обидимых» от татар, но эта по­хвала только еще больше показывает, какова была деятельность этого князя, вынужденного выручать сво­их соотечественников от обид со стороны татар, кото­рым он сам служил.

Помощь татарам в их войнах начинает восхваляться как своего рода удальство, выгодная экспедиция.

[…] Но не только сами ростовские князья XIIIв. зани­мали позицию татарских пособников, готовых на сделки с Золотой Ордой. К числу татарских угодников принад­лежала и часть духовенства. Типичная фигура такого русского прелата XIIIв., готового на всяческие компромиссы с совестью и церковными законами, угадывается в ростовском епископе Игнатии, позже причтенном к лику святых.

[…] Однако настоящие взгляды русских людей на та­тарское иго отражали не ростовские князья и их епископ.

После долгих лет всеобщего разброда и ужаса, когда внезапные «всполохи», тревожные слухи заставляли насе­ление бросать города и села, спасаясь в лесах и дебрях, стали оживать силы сопротивления. Лучшие народные си­лы сплачивались в борьбе с завоевателями.

Русская культура X-XVIIIвв. М., 1968. С.183-184.