Угодничество князей и духовенства Орде
М. Тихомиров
Требования ханов находили отпор у Александра Невского, но совершенно по-иному поступали другие князья, которые стремились своим угодничеством перед татарами добиться помощи против своих сородичей. Летопись говорит об Александре Невском, что он «перемогался», брал верх, пересиливал татар. О ростовском же князе Глебе Васильевиче читаем иное: «Сей от юности своей, от нахождения поганых татар и по пленении от них Русской земли, начал служите им». Правда, летописец хвалит Глеба как защитника христиан, спасавшего «обидимых» от татар, но эта похвала только еще больше показывает, какова была деятельность этого князя, вынужденного выручать своих соотечественников от обид со стороны татар, которым он сам служил.
Помощь татарам в их войнах начинает восхваляться как своего рода удальство, выгодная экспедиция.
[…] Но не только сами ростовские князья XIIIв. занимали позицию татарских пособников, готовых на сделки с Золотой Ордой. К числу татарских угодников принадлежала и часть духовенства. Типичная фигура такого русского прелата XIIIв., готового на всяческие компромиссы с совестью и церковными законами, угадывается в ростовском епископе Игнатии, позже причтенном к лику святых.
[…] Однако настоящие взгляды русских людей на татарское иго отражали не ростовские князья и их епископ.
После долгих лет всеобщего разброда и ужаса, когда внезапные «всполохи», тревожные слухи заставляли население бросать города и села, спасаясь в лесах и дебрях, стали оживать силы сопротивления. Лучшие народные силы сплачивались в борьбе с завоевателями.
Русская культура X-XVIIIвв. М., 1968. С.183-184.