Саратов. Часть 1
История Саратова берет начало во второй половине XVI века. Крепость, основанная в 1590 году в правобережье Волги на полпути между Самарой и Царицыным, дала начало Саратову. Сгоревшее в 1613 году это укрепленное поселение было отстроено заново на левом берегу Волги, в устье реки Саратовки в 1616-1617 годах.
В конце XVIII и начале XIX века были основаны народное училище, типография, больница, построены присутственные места, дворянское собрание, театр, гостиный двор, гимназия, собор Александра Невского, Спасо-Преображенский собор. В соответствии с генеральным планом, утвержденном в 1812-м, была создана регулярная планировка, сохранившаяся в современной застройке. Саратов неоднократно страдал от опустошительных пожаров. В первой половине XIX столетия были построены здания полицейских участков с пожарными каланчами. Продолжалось развитие сферы образования: открылись приходские училища и семинария. В 1830 году эпидемия холеры унесла жизни 10 000 горожан — ее жертвой стал каждый четвертый саратовец. Шло развитие городской инфраструктуры и благоустройство города. Были уложены мостовые, создана система уличного освещения. В середине XIX века в Саратове находилось около 5 200 домов, 18 церквей, около 5 000 лавок.
Строительство железной дороги Тамбов — Саратов, завершившееся в 1870 году, значительно ускорило промышленное развитие города. Наряду с Нижним Новгородом и Самарой Саратов вошел в число крупнейших российских центров мукомольной промышленности. В городе работало 13 паровых мельниц, развивалось маслобойное производство. В 1890-м здесь насчитывалось 138 фабрик и заводов, 3 табачные фабрики, 9 мыловарен. Саратов занимал первое место в России по производству муки, горчичного и подсолнечного масел.
В конце века Саратов с его мощенными улицами, асфальтированными и каменными тротуарами, конками и городским водопроводом стал одним из самых благоустроенных Российских городов. Численность населения выросла до 120 000. Работали 69 школ, оперный и драматический театры, городская библиотека. В конце XIX — начале XX века были основаны первые металлообрабатывающие предприятия — Волжский сталелитейный, машиностроительный, гвоздильно-проволочный и другие заводы. В 1908 году на смену конкам пришли трамваи.