Русское духовенство XIX столетия
М. Уоллес
https://33divana.com угловые диваны от производителя.
Говоря о теперешнем русском духовенстве, не следует забывать, какую оно прошло суровую школу; кроме того, нужно принять в соображение дух, веками господствовавший в восточной церкви, — я подразумеваю сильное стремление как духовного, так и гражданского сословия придавать необыкновенное значение церковным обрядам.
<…> Народ говорит: «Каков поп, таков и приход», но точно также можно бы и сказать: «Каков приход, таков и поп». Большая часть священников, как и большая часть вообще людей, ограничивается исполнением того, чего от них требуют, и на характер их в некотором роде влияют идеи и взгляды прихожан. Это станет более ясным, если мы сравним русского священника с протестантским пастырем.
По понятиям протестанта, деревенский священник должен быть человек почтенный, примерного поведения и некоторым образом развитой и воспитанный. Он обязан объяснять каждую неделю своим слушателям простыми, выразительными словами великие христианские истины и убеждать своих прихожан идти по пути правды. Кроме того, он утешает страждущих, помогает нуждающимся, советами поддерживает тех, кто сомневается, и увещевает совратившихся с пути истинного. Таким народ представляет себе пастора, и почти все пасторы осуществляют этот идеал, по крайней мере по внешности.
Русскому же священнику прихожане не предъявляют подобного идеала. От него требуется только, чтобы он не нарушал некоторых церковных постановлений и в точности отправлял обряды и церемонии, предписанные церковью. Если он исполняет это без вымогательства денег, прихожане его будут совершенно довольны. Он редко говорит проповеди и поучения и вовсе не старается приобрести влияние на своих прихожан. Мне рассказывали о существовании русских священников, приближающихся к описанному мною идеалу протестантского священника, но мне не случалось их видеть, и я решаюсь утверждать, что подобных священников сравнительно очень немного.
При выше сделанном сравнении я упустил из вида нечто весьма существенное. Протестантское духовенство способствовало во всех странах народному образованию. Причину этого найти не трудно. Чтобы быть хорошим протестантом, надо «читать Писание», а для этого надо уметь читать. По понятиям же русских можно быть очень хорошим православным и не читая Писания, и потому первоначальное обучение не имеет в глазах православного священника того значения, какое оно имеет в глазах протестантского пастора.
Россия. В 2т. СПб., 1880. Т. 1. С. 75-77.