РОССИЯ — ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
«РОССИЯ — ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ», так формулируется мистическая идея небесного покровительства Божией Матери Русскому православному государству.
Великая и славная некогда Родина наша Россия — Святая Русь — издревле усвояла себе великое и славное имя: «Домом Пресвятыя Богородицы» именовалась она, или иначе: «Необоримым Богородицы состоянием (достоянием)».
«Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за Дом Пресвятыя Богородицы» — таким радостным восклицанием встречал народ св. кн. Александра Невского, возвращавшегося домой после блистательной победы, одержанной им над ливонскими рыцарями.
«Православные люди! Похотим помочь Московскому Государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за Русскую землю, за Дом Пресвятыя Богородицы», — такими словами взывал К. Минин к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение Отечества.
И, как свидетельствует вся русская история на протяжении целого ряда столетий, это возвышенное наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни Русского государства так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты тотчас приходила ему на помощь, избавляя его от врагов сильнейших, что действительно Родина наша была как бы Домом Ее, в котором Она постоянно обитала. И это Свое незримое, но тем не менее всегда реально ощутимое присутствие на Русской земле Она являла через многочисленные чудотворные иконы, которые благоговейно чтились русским народом как видимые знаки, символы Ее невидимого присутствия и покровительства русскому народу. По вере русских людей от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в критические моменты, угрожавшие самому историческому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала Русскую землю от страшного разорения, а русский народ — от погибели.
Невозможно исчислить все такие отдельные случаи чудесной помощи Божией Матери верующим русским людям. Укажем здесь только главнейшие примеры дивного заступничества Пресвятой Богородицы за Русское государство, за всю Русскую землю.
Главная святыня русского народа, по молитвам перед которой Пречистая Матерь Божия неоднократно спасала Русскую землю, это чудотворная икона Божией Матери Владимирская. В самом святая-святых русского народа, в сердце Русского государства — в московском Успенском соборе первою в иконостасе, слева от Царских врат, находится эта великая заветная святыня Русской земли. Перед ней короновались цари русские, перед ней избирались первосвятители Церкви Российской. В продолжение восьми веков перед этой св. иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Она немедленно являла Свою благодатную помощь.
Икона эта, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Христа Спасителя трапезовали Сам Господь, Его Пречистая Матерь и св. Иосиф Обручник. Когда св. евангелист, написав это изображение Божией Матери, показал его Ей, Она изрекла слова, сказанные Ею некогда при посещении св. прав. Елизаветы: «Отныне ублажат Мя вси роди», и затем добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». До 450 икона эта пребывала в Иерусалиме. При имп. Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В н. XII в. Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг послал ее в Киев в дар вел. кн. Юрию Владимировичу Долгорукому. Икона была помещена в расположенном недалеко от Киева великокняжеском с. Вышгороде, принадлежавшем когда-то св. кн. Ольге, в тамошнем женском монастыре. С 1155 Вышгород стал уделом сына кн. Юрия блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Однажды духовенство, войдя в храм вышгородского монастыря, увидело, что икона стоит посреди храма на воздухе. Они поставили ее на прежнее место, но она снова поднялась и стала на воздухе. Горячий почитатель Матери Божией кн. Андрей Боголюбский пришел от этого к мысли, что Матери Божией, очевидно, угодно, чтобы святыня Ее пребывала в другом месте. Замыслив перебраться на Север, в Суздальскую землю, он ночью тайно вывез с собой св. икону, постоянно служа перед ней по дороге молебны, и прибыл во Владимир, где жители встретили князя и святыню с большой радостью. Князь предполагал, однако, ехать дальше в Ростов, но лошади, везшие икону, отъехав от Владимира верст десять, остановились и, несмотря ни на какие понукания, ни за что не хотели идти дальше. Запрягли тогда других, но и эти не хотели сдвинуться с места. После долгой и горячей молитвы князя перед иконой Пресвятая Богородица открыла ему Свою волю, чтобы святыня Ее оставалась во Владимире. Благоговевший перед святыней князь за какие-нибудь два года выстроил во Владимире великолепный Успенский собор (1160), в котором и была поставлена икона в богатой ризе, получившая с тех пор наименование Владимирской.
Много чудес видел Владимир, а затем и вся Русская земля от этой великой святыни. В 1164 эта святыня сопутствовала кн. Андрею в его походе на волжских булгар, делавших постоянные разорительные набеги на Русскую землю. Перед решительным сражением с ними кн. Андрей, причастившись Св. Таин, горячо молился перед святыней, восклицая: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет». Все воины также со слезами прикладывались к св. иконе, и булгары потерпели полное поражение. Тут же на поле битвы было совершено перед св. иконой благодарственное молебствие, во время которого явилось дивное знамение: в виду всего войска от св. иконы и от Животворящего Креста Господня заблистал сильный свет, озаривший всю местность. В этот же самый день и византийский император одержал блистательную победу над сарацинами, причем также со всем войском видел чудесный свет от бывшего при войске Животворящего Креста Господня и иконы Божией Матери. По обоюдному соглашению оба государя установили в этот день, 1/14 авг., Празднество Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.
При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февр. 1237 Владимир подвергся страшному разорению, св. икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем.
И действительно, когда в 1380 решалась судьба страдавших под татаро-монгольским игом русских и хан Мамай вел на Русскую землю несметные полчища, кн. Дмитрий Донской со всем народом горячо молился перед этой святыней о спасении нашей Родины и, несомненно, по внушению Божией Матери отправился просить благословения на битву с татарами к великому почитателю Божией Матери прп. Сергию Радонежскому. Преподобный дал ему в благословение богородичную просфору, причем сказал: «Иди, князь: Бог и Пресвятая Богородица тебе помогут». Русские встретились с татарскими полчищами в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сент., и точно в полдень загорелся страшный бой, окончившийся победой русских, которая послужила началом избавления русского народа от тяжкой татарской неволи (Куликовская битва).
Особенно замечательным было заступничество Божией Матери за Русскую землю в 1395 при нашествии страшного азиатского завоевателя Тамерлана. Этот свирепейший из завоевателей, которого недаром называли «бичом народов», истребив миллионы людей и проливая потоки крови, после опустошения целого ряда стран направился в пределы Русского государства, всюду сея страх и ужас. Он дошел уже до р. Дон, взяв Елец и избив там множество людей вместе с его князем. Спешно собрав рать, вел. кн. Василий Дмитриевич вышел ему навстречу и остановился у Коломны на берегу Оки. Но, конечно, спасения от человеческой силы нельзя было ожидать, и по всей Русской земле начали возноситься горячие молитвы к Богу, к Пречистой Его Матери, московским святителям Петру и Алексию и печальнику Русской земли прп. Сергию. Пример этой горячей всенародной молитвы подавал сам вел. князь, который просил народ наложить на себя строжайший пост и велел перенести чудотворную икону Божией Матери Владимирскую из Владимира в Москву. За святыней было послано во Владимир особое почетное посольство из духовенства. В самый день Успения 15/28 авг., после литургии и молебна, св. икона была поднята с своего обычного места и принята на руки московским посольством. Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. Это было потрясающее душу зрелище. По обе стороны дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, кричал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». В это время митр. Киприан, со всем духовенством и народом, наложив на себя строгий пост, не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о вел. князе, о воинстве его и о всех православных христианах. Когда св. икона приблизилась к Москве, ее ожидала там торжественная встреча: «Весь град изыде противу иконы на сретение ея». Во главе бесчисленного народа, вышедшего крестным ходом, был сам митр. Киприан «со епископы и архипастыри, со игумены и диаконы, со всем клиросом и причтом церковным, с черноризцы и черноризицами, со благоверными князи, со благоверными княгинями, с боляры и болярынями». Народ густыми толпами окружал первосвятителя и сопровождавших его: «мужие и жены, юноши, девы и старцы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, нищии и убогии, всяк возраст мужска пола и женска, от млада и до велика, все множество бесчисленное народа людей, со кресты и со иконами, с Евангелии и свещами и с кадилы, со псалмы и песньми и пении духовными, паче же рещи вси со слезами, малии и велиции, иже не обрести человека не плачущася, но вся с молитвою и плачем, воздыхании немолчными и рыданием». Увидав св. икону, все пали на землю и поклонились ей как Самой Пречистой Матери Божией, пришедшей к ним, и, с великой радостью приняв ее, отнесли в Успенский собор, молясь Богоматери об избавлении от нашествия страшного врага.
Общая всенародная слезная молитва не осталась бесплодной. В тот самый день (26 авг.) и час, когда св. икону так торжественно встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре. И вдруг видит он во сне высокую гору, с вершины которой спускаются к нему святители с золотыми жезлами, угрожая ему ими; над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла таинственная Жена, в багряном царственном одеянии, сиявшая «паче солнца молниезрачными лучами». Вокруг Нее находилось бесчисленное множество молниеобразных воинов, вооруженных огненными мечами. Грозно обратив Свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы Русской земли, и в то же время молниеобразные воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него… Тамерлан, трепеща, проснулся от охватившего его ужаса. Созвав своих князей и военачальников, а также мудрецов и гадальщиков, он, весь трясясь и стеная, находясь как бы в исступлении, рассказал им свой сон. Слушавшие сами пришли в трепет и ужас, а мудрейшие из созванных им объяснили, что виденная им во сне величественная Жена в царственном одеянии есть Заступница русских, Матерь Бога христианского, и что сила Ея неодолима. Тогда Тамерлан сказал: «Если русские имеют такую Помощницу, то мы напрасно идем против них», и тотчас же отдал приказ своим полчищам повернуть назад. По дороге им стало казаться, что русские их преследуют, и азиаты обратились в настоящее бегство, давя друг друга, бросая оружие и добычу и оставляя пленных.
Так по молитвам Пресвятой Девы Богородицы дарована была победа русскому воинству над страшным завоевателем без боя и пролития крови. А летописец, описав это событие, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы».
На месте встречи иконы в Москве был учрежден Сретенский монастырь, установлен был 26 авг./8 сент. праздник Сретения чудотворной иконы Божией Матери Владимирской, а сама св. икона с тех пор стала пребывать в Москве как великий и дивный оплот русской столицы.
Много и еще видел чудес русский народ по молитвам перед этой дивной иконой.
В 1408 внезапно подступил к Москве ордынский царь Едигей, когда там не было ни князя, ни митрополита. Человеческой помощи ожидать было нельзя, и москвичи все свое упование возложили на Пречистую Матерь Божию, усердно моля Ее перед Владимирской иконой о спасении столицы. И вдруг Едигей, внезапно получив известие о возмущении в Орде, снял осаду Москвы и поспешил к себе домой.
В 1451 осадил Москву ногайский царевич Мазовша. Татары уже зажгли московские посады. Мужественный митр. Иона сквозь пламя и дым, под градом стрел совершал крестный ход по стенам города. По дороге встретился ему известный своей праведной жизнью инок Чудова монастыря Антоний. Свт. Иона просил его молиться о спасении города от татар. На это Антоний отвечал: «Богоматерь не презрит моления твоего. Она уже умолила Сына Своего спасти Москву». И что же? Ночью татары, услышав какой-то необыкновенный шум как бы от множества приближающегося войска, в страхе бежали, побросав все тяжести и захваченную ими добычу.
Только заступничеству Божией Матери, по молитвам перед Ее чудотворным образом, приписывали русские люди и окончательное падение два с половиной века тяготевшего над Русской землей татарского ига. Это было в 1480. Вел. кн. Иван III Васильевич разорвал ханскую басму, отказавшись платить дань татарам. Ордынский хан Ахмат, собрав громадные полчища, двинулся на Москву. Вел. князь, вооружившись молитвой и благословением митр. Геронтия и своего духовника Ростовского архиеп. Вассиана, выступил против татар к р. Угре, которую русские прозвали «Поясом Богоматери». Татары находились с противоположной стороны реки, и никто из противников не решался первым перейти реку. И митрополит, и духовник вел. князя увещевали его не бояться татар, уповая на заступничество Божией Матери, сколько раз спасавшей Русскую землю. Долгое время оба войска стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям. И вдруг какой-то необъяснимый страх напал на татар: они обратились в паническое бегство, никем не гонимые. Так заступничеством Пресвятой Богородицы Русская земля без малейшего пролития крови была избавлена от столь долго тяготевшего над ней мучительного ига. В память этого события был установлен праздник в честь чудотворной иконы Владимирской 23 июня/6 июля.
В 1521 напал на Москву крымский хан Махмет-Гирей с огромными объединенными полчищами из татар крымских, ногайских и казанских. На огромном пространстве от Воронежа до Н. Новгорода татары бесчинствовали, грабя и убивая все живое, и наконец подступили к самой Москве. Вся надежда могла быть только на заступничество Божией Матери. Особенно горячо молился о спасении Москвы Василий, Христа ради юродивый. И вот в полночь он увидел, как двери соборного храма растворились сами собой. Владимирская икона, поднявшись со своего места, вышла через двери из собора, и от нее послышался голос: «Выйду из града со святителями». Вся церковь на миг осветилась пламенем, который вслед за тем тотчас же погас. В ту же ночь было замечательное видение праведной слепой инокине Вознесенского монастыря. Ей представилось, что из Кремля в Спасские ворота идет целый священный собор. Идут святители и праведники, все в лучезарном сиянии, и несут чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Когда они выходили из Спасских ворот, навстречу им вышли преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Упав в ноги святителям, они спрашивали их, на кого они покидают город в такой беде. «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу, — отвечали святители, — но Господь повелел нам выйти из города и вынести с собой чудотворную икону Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радят, почему Бог и попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Упав в ноги московским святителям и чудотворцам, преподобные Сергий и Варлаам продолжали их молить, чтобы они смягчили гнев Божий. Святители вняли их неотступным просьбам, совершили молебен перед чудотворной иконой Владимирской, осенили город крестом и возвратились в Кремль, неся обратно и чудотворную икону. Внезапно татарам показалось, что вокруг Москвы стоит громадное войско. Хан послал удостовериться в этом. Посланным привиделось войско еще более сильное. Тогда хан послал еще одного из своих приближенных. Тот вернулся весь в трепете: «Бежим немедленно, — вскричал он, — от Москвы идет на нас неисчислимое войско». И татары панически бежали. В память этого было установлено празднество чудотворной иконе Владимирской 21 мая/3 июня.
Во время ужасов, постигших Русскую землю в н. XVII в. за грехи русского народа, когда наступило так называемое Смутное время, Матери Божией угодно было прославить другую Ее святыню, незадолго перед тем явленную, чудотворную икону Казанскую. По усердным молитвам перед этой святыней покаявшихся русских людей пришло чудесное избавление от ужасов Смутного времени всего русского народа и вновь было восстановлено Русское царство.
Эта другая великая святыня, также особенно чтимая русским народом, явилась чудесно во граде Казани, вскоре после покорения Казанского царства царем Иваном Васильевичем Грозным, 8 июля 1579. В этом году в Казани произошел страшный пожар, превративший в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города. Татары стали насмехаться над русскими, говоря, что русский Бог немилостив к ним, послав им такой пожар вскоре после завоевания ими города. «Вера Христова, — замечает летописец, — стала притчею и поруганием». И вот тогда-то, как бы для того чтобы избавить веру Православную от поругания, Господь явил православным людям в Казани милость Свою через явление чудотворной иконы Своей Пречистой Матери. На месте пожарища один стрелец собирался поставить себе дом. Девятилетней дочери его Матроне трижды являлась во сне Божия Матерь, повелевая сказать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону, причем Богоматерь указывала девочке во сне и самое место на пепелище, где скрыта эта икона. Девочка рассказала о своем сне матери, но мать и в первый, и во второй раз не придала этому никакого значения. Наконец в третий раз девочка увидела во сне самую икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». В страхе девочка проснулась и с криком начала требовать от матери, чтобы та исполнила приказание Царицы Небесной. Тогда мать отвела дочь к воеводе и к архиеп. Иеремии, но никто из них не придал серьезного значения словам девочки. Тогда мать взяла заступ и сама начала рыть на указанном месте. Помогали ей рыть и другие из собравшегося вокруг народа, но икона не появлялась. Но как только стала рыть Матрона, икона была найдена. Она была обернута в ветхое сукно и сияла чудным светом. Лик иконы был совершенно свежий, как будто икона была только что написана. Узнав о чудесной находке, жители Казани, с архиепископом и городскими властями во главе, собрались на том месте и с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь. Настоятелем этой церкви был священник Гермоген, впоследствии ставший митрополитом Казанским, а затем Патриархом Московским и всея Руси, который и описал как само явление иконы, так и последовавшие затем от нее многочисленные чудеса исцелений. Царю в Москву было послано подробное донесение об обретении иконы и список с нее. Царь велел на месте явления иконы воздвигнуть монастырь. Первыми инокинями, принявшими постриг в этом монастыре, были отроковица Матрона, нашедшая икону, и ее мать.
От этой великой святыни и пришло спасение русскому народу в страшную пору Смутного времени. Москва находилась в руках поляков, в северных областях хозяйничали шведы, по всей стране ходили, грабя и убивая, разбойничьи шайки. Гибель Русского государства казалась бесповоротной и окончательной. Единственная надежда могла быть только на помощь Божию и на чудесное заступничество Божией Матери, неоднократно спасавшей Русскую землю, ДОМ СВОЙ. И к этому-то заступничеству и прибегли в конце концов покаявшиеся русские люди. В ответ на грамоты с призывом встать на защиту и спасение Отечества, рассылавшиеся патр. Гермогеном и Троице-Сергиевой лаврой, начали образовываться народные ополчения. Одна из таких грамот попала в Н. Новгород, где, прочтенная в храме с амвона, вызвала особенное воодушевление К. Минина-Сухорука. «Станем все как один за Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы», — с таким пламенным призывом обратился он к русским людям. — Заложим жен и детей, но освободим Отечество». Воодушевившиеся этим призывом образовали ополчение под командованием кн. Д. М. Пожарского. Горячо молившийся перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери о спасении Родины кн. Пожарский взял с собою принадлежавший ему список с нее, дабы он сопровождал его ополчение. Множество препятствий пришлось встретить прибывшему под Москву нижегородскому воинству. Надо было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отразить от Москвы только что прибывшее свежее многочисленное польское войско и усмирять буйство и бесчиние некоторых русских отрядов. К тому же разоренные местности были не в состоянии доставлять достаточно продовольствия русскому воинству. Все это возбудило в малодушных сердцах робость и упадок мужества. Спасение Отечества казалось безнадежным. В таком горестном положении вся надежда могла быть только на помощь свыше. И вот весь народ и войска стали с сердечным умилением и со слезами воссылать моления к Пречистой Матери Божией перед Ее чудотворным образом Казанским. После отслуженного перед образом торжественного молебна все решили возложить на себя строгий трехдневный пост. И молитвы эти не остались тщетными. В московском Кремле в плену у поляков томился праведной жизни свт. Арсений, архиеп. Елассонский, прибывший в Россию с греческим митр. Иеремией. От тяготы плена и страданий впал он в болезнь и лежал на одре в своем заключении. И вдруг среди полночной тишины его темничная келья наполнилась необычайным светом и среди этого света он видит перед собой прп. Сергия Радонежского, который говорит ему: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истины этого пророчества к болящему старцу вдруг возвращается крепость сил, и он получает исцеление от томившего его тяжкого недуга. Эта радостная весть, переходя из уст в уста, распространилась с быстротой молнии, перешла за стены города и воспламенила сердца воинов Пожарского неустрашимым мужеством. Они сделали решительный приступ к Кремлю, и поляки, несмотря на отчаянное сопротивление, должны были сдать Кремль. Это было 22 окт. 1612. В первый же воскресный день русское воинство со всеми жителями столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Навстречу крестному ходу вышел свт. Арсений, неся сохраненную им в плену чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Падая на землю ниц и проливая слезы благодарности, каждый стремился освятить себя прикосновением к этой дивной святыне, столько раз спасавшей Русскую землю.
В память спасения России от бедствий Смутного времени новоизбранный царь Михаил Федорович Романов по благословению отца своего, митр. Филарета, распорядился установить ежегодное празднование Казанской иконе Божией Матери, кроме дня ее обретения 8/21 июля, еще в день избавления Москвы от поляков 22 окт./4 нояб. При царе Алексее Михайловиче день 22 окт. был объявлен всероссийским праздником.
Чудотворениями прославились вскоре же очень многие списки чудотворной иконы Казанской. Из них наиболее замечательные списки находились: один — в московском Казанском соборе, другой — в петербургском Казанском соборе. В этот собор заехал помолиться перед отъездом в армию только что назначенный главнокомандующим в 1812 генерал М. И. Кутузов. После отслуженного для него молебна чудотворная икона Казанская была возложена на него, и, как мы видим, Богоматерь не отвергла упования старого полководца и даровала ему победу над французами. В память этого Кутузов и был погребен в Казанском соборе. В нем же находится литой из серебра великолепный иконостас. Это серебро было отбито казаками у французов из награбленной ими в московских церквах добычи и принесено казаками в дар Казанскому собору.
Умилителен тропарь этой великой святыне русского народа:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Петербургская Казанская святыня была заветнейшей и любимейшей святыней Петербурга. Перед ней всегда стояли богомольцы, и многие деловые петербуржцы считали своим долгом каждый день забежать хоть на несколько минут в Казанский собор, чтобы помолиться перед святыней, попросив у Матери Божией благословения и помощи на свои дела.
Таковы две главнейшие святыни Русской земли, оправдывающие ее наименование Домом Пресвятыя Богородицы. Но, кроме того, на Русской земле явилось еще столько замечательных чудотворных икон Божией Матери, от которых было множество дивных знамений и чудес, что пересказать все это нет никакой возможности.
Из всех праздников, после праздника Светлого Воскресения Христова, больше всего чтил русский народ праздник Успения Пресвятой Богородицы, называя его «Богородичной Пасхой». Сердцем своим живо ощущал русский человек великую истину слов тропаря этого праздника: «Во успении мира не оставила еси, Богородице», живо чувствовал он, что через Свое Успение Пречистая Матерь Божия стала еще ближе, еще дороже всем верующим христианам, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за них перед Престолом Возлюбленного Сына Своего, «в молитвах неусыпающей» и «в предстательствах непреложным упованием». Вот почему огромное большинство храмов на Русской земле посвящено было именно этому празднику — Успению Пресвятой Богородицы, — что дало не без основания многим называть этот праздник русским национальным праздником. Недаром в самом сердце Святой Руси, в стольном граде Москве, еще издревле воздвигнут величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, древнейшая и заветнейшая святыня русского народа, где находилась Владимирская чудотворная икона Божией Матери, где короновались цари русские и где избирались первосвятители Русской Церкви. Построение этого величественного храма тесно связано с началом возвышения Москвы и величия ее как центра, вокруг которого объединилась вся Русская земля. Переселившись в тогда еще совсем маленький и незначительный г. Москву, первосвятитель Русской Церкви митр. Петр завещал Московскому кн. Ивану Калите, тогда еще не бывшему вел. князем, построить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и похоронить себя в нем, причем произнес следующее замечательное пророчество: «Если ты меня послушаешься, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем»… Мы видим, как скоро исполнилось это пророчество: уже через два года после кончины свт. Петра Иван Калита сделался великим князем, а Москва, быстро возвышаясь, скоро сделалась столицей Русского государства. Замечательно, что духовный оплот Юго-Западной Руси — Киево-Печерская лавра также посвящена Успению Пресвятой Богородицы; этому же празднику посвящена и знаменитая Почаевская лавра, имевшая такое большое значение в борьбе за св. Православную веру подъяремного русского народа, оказавшегося под чужеверной властью. Поразительно, что и самая крайняя западная ветвь русского народа, никогда не находившаяся в пределах Русского государства и более 900 лет пребывавшая под мадьярским игом, т. н. «угророссы» или «карпатороссы,» тоже выше всех праздников доселе чтит праздник Успения Пресвятой Богородицы: на торжество этого праздника всегда сходилось там больше всего молящихся. Главная святыня Карпатской Руси и оплот Православия в ней, до торжества насильственно навязанной унии, — Успенский монастырь на Чернечьей горе, близ Мукачева.
И пока чтил русский народ свою Заступницу и Покровительницу Пречистую Матерь Божию, легко и вольготно жилось на Русской земле, которую благословил Господь всяким изобилием, так что хлебом ее кормились все народы мира. Росла и ширилась она, процветала и благоденствовала, восходя от силы в силу. Но позавидовал благоденствию русского народа враг вселукавый, возненавидел Русскую землю — Дом Пресвятой Богородицы — как опасный для него оплот истинной веры — веры Православной, и замыслил уничтожить ее. Хитро и льстиво подошел он к русскому народу, соблазнив его обманчивыми мишурными благами западной лжекультуры. Постепенно, но систематически и настойчиво, неприметно для детски-простодушного взора, вливался смертоносный яд змеиный в душу русского человека. Все дальше и дальше отводил его враг от веры отцов, все больше и больше отравлял его душу материализмом, неверием и безбожием, лукаво внушая ему, что это и есть истинные блага. Поддался вражьему обману доверчивый и детски-простодушный русский человек и… отступил от своего исторического призвания быть хранителем единой истинной, единой спасающей св. Православной веры. Отвернулся от Божественного лика Пречистой своей Заступницы и Покровительницы, забыл все бесчисленные благодеяния Ее. Страшно сказать, до чего дошли в своем ослеплении обезумевшие русские люди: в своем бесновании они дошли до кощунственной хулы на Пречистую Матерь Божию. Вспоминает об этом свт. Феофан Затворник в своих вдохновенных письмах. «Следует наказать нас, — пишет он. — Пошли хулы на Бога и дела Его гласныя. Некто писал мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас; ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий, кто же за нас, когда Бог против нас? Увы». Удивительно ли после этого, что Русскую землю постигли такие страшные и невероятные кровавые бедствия. Слишком велико было падение русского народа, поддавшегося обольщению сатаны. И этот грех, тяжкий грех богоотступничества и богоборчества, мог быть очищен только поистине огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему т. н. «белое» движение не имело успеха. Мало было одного внешнего освобождения от большевистской власти. Ничего не дало бы оно русскому народу, в душах которого продолжал бы жить яд большевистский. Только путем тяжких страданий мог очиститься русский народ от страшного грехопадения своего. И эти страдания даны русскому народу: даны ему на пользу.
Мы верим, что эти страдания промыслительно попущены Богом, мы верим, что Матерь Божия не отступила от русского народа окончательно, что не предаст Она его в бездну падения, но пошлет ему избавление, как во времена древние, когда обратится он к Ней в слезах покаяния: «Владычице, помози на ны милосердовавше, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы». Что это так и что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской землей, об этом свидетельствует замечательное явление последней нашей чудотворной иконы в самый день отречения Государя Императора Николая II Александровича 2 марта 1917 — Божией Матери «Державной». Эта икона представляет собой Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской землей, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя, Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждет, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу.