Распространение грамотности на Руси в период XI —XIII веков
М. Тихомиров
Интерес к книгам и книжному просвещению не ограничивался княжескими дворцами. Книги переписываются для боярских семей. Древнейшая датированная русская рукопись Остромирово евангелие была написана в Новгороде для посадника Остромира в 1057 г. Центрами книжности становятся также монастыри, возникавшие во второй половине XI—XII вв. во многих городах тогдашней Руси. Это были своего рода библиотеки, в которых сосредоточиваются крупные книжные богатства (например, в Печерском монастыре в Киеве). В XII—XIIIвв. грамотность и книжность выходят уже за пределы княжеских и боярских дворов, за пределы епископских резиденций и монастырей, они в какой-то мере становятся достоянием относительно широких кругов населения. Конечно, грамотных людей в Киевской Руси XI—XIIIвв. было сравнительно немного. Подавляющую массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но и в тогдашней Руси неграмотность не была поголовной. Книжное учение распространялось в некоторых кругах городского населения, а также среди княжеских и боярских ремесленников. К тому же некоторые ремесла Древней Руси были тесным образом связаны с письменностью, к ним принадлежало ювелирное мастерство, требовавшее от ремесленника хотя бы примитивного знания грамоты, потому что отдельные буквы и слова делались на медных иконах, складнях и крестах, иконописцы писали надписи на образах и т.д. Иногда необходимо было и другие предметы снабдить надписями. До нас дошли, например, маленькие пряслица для веретена с надписями, они найдены в разных концах Киевской Руси.
Подробное описание прием бу катализаторов на сайте.
Не забудем о существовании писцов-переписчиков, которые обычно выходили из числа приходского духовенства, а также низших церковных чинов — пономарей, дьячков и их детей. В Киевской Руси ощущалась потребность в писцах и не только для епископских и княжеских канцелярий, как это показывают найденные в Новгороде и других городах грамоты на бересте.
Таким образом, число грамотных людей измерялось на Руси отнюдь не единицами, а скорее тысячами, хотя, безусловно, тонуло в общей безграмотной массе, населявшей тогдашние сельские местности и в значительной мере города.
Такое относительно широкое распространение грамотности на Руси XI—XIIIвв. объясняет, почему книжное учение особенно высоко почиталось древнерусскими людьми. В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся на пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источник мудрости. В книгах ведь неисчетная глубина; ими в печали утешаемся».
Таким образом, в Киевской Руси создавалась основа для усвоения и развития философских мыслей. Ведь Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала латинскому Западу.
Повесть временных лет. С. 102. — Прим. М. Тихомирова.Русская культура X-XVIIIвв. М., 1968.С. 99-100.
Миниатюра: Духовное окормление. Навозов Василий Иванович