Раскопки Херсонеса начала ХХ века
Председатель Императорской Археологической комиссии граф Алексей Александрович Бобринский высоко ценил достижения науки и техники и одним из первых в России стал обладателем дагерротипного аппарата, выписав его из Парижа.
Источник
Общий вид здания «Склада местных древностей»
К моменту, когда возглавляемое им учреждение начало планомерные раскопки Херсонеса Таврического, фотография получила в свое распоряжение довольно совершенные камеры и объективы, развилась технология фотопечати, прочные позиции занимала портретная, художественная, репортажная съемка.
Уголок экспозиции севастопольского археологического музея конца XIX века — «Склада местных древностей»
Производителем работ в Херсонесе в 1888 году был назначен уважаемый севастопольский гражданин, член Одесского общества истории и древностей К.К. Косцюшко-Валюжинич.
Общий вид на экспозицию музея конца 19 — начала 20 века
Человек в высшей степени аккуратный, привыкший работать с документацией, Карл Казимирович тщательно фиксировал результаты раскопок — изготовлял слепки с надписей, т.н. эстампажи, зарисовывал находки, чертил планы.
Собрание античных и средневековых надгробий, а в витринах на стене — мелкие изделия из бронзы
Для особо важных рисунков и планов обращался к профессиональным художникам и чертежникам, но наладить постоянную фотофиксацию своих археологических открытий ему удалось не сразу.
Неизвестный в помещении «Склада местных древностей» на фоне глиняных бочек — пифосо
Первое упоминание о сделанной для отчета фотографии относится к февралю 1889 года — какому-то не названному в финансовой ведомости фотографу было уплачено 6 рублей за два снимка восковых слепков (это были слепки терракотовых головок, найденных в 1888 году в мастерской античного скульптора).
Вид на внутренний двор музея, где была сооружена копия раннехристианской базилики
В Херсонес, отдаленный тогда от Севастополя на три версты, фотографа привозили и увозили на извозчике.
Вид на пролом в древней крепостной стене, где был устроен вход на территорию городища, и пролегала дорога к музею
Еще одним севастопольским фотографом и художником, с которым тесно сотрудничал К.К. Косцюшко-Валюжинич, был знаменитый Михаил Николаевич Протопопов. Его фотографии украшали многие отчеты Карла Казимировича, печатались в изданиях Императорской Археологической комиссии. Его ателье под названием «Крымская фотография» располагалось на Большой Морской, д. 18.
Вид экспозиции с собранием разнородных памятников из раскопок Херсонеса
Более 80 тысяч негативов, на которых зафиксирована вся история археологических исследований Херсонеса — съемки процесса раскопок, виды открытых памятников и многочисленные изображения находок; материалы по истории создания, формирования и развития музейных экспозиций; портреты исследователей Херсонеса, деятелей Императорской Археологической Комиссии и Одесского Общества Истории и Древностей — хранятся в научном архиве Национального заповедника «Херсонес Таврический».
Вид на внутренний двор музея, бытовая сцена
Самая интересная, но и самая проблемная часть негатеки — это негативы на стеклянной основе. Таких негативов — более 10 тысяч. На негативах зафиксирован процесс археологических раскопок, найденные при раскопках предметы, экспозиция первого музея под названием «Склад местных древностей»
Артель рабочих К.К. Косцюшко-Валюжинича в проеме открытых им ворот
Период их создания — конец ХIХ — начало ХХ вв.
Артель рабочих на краю раскопа в юго-восточной части городища
К сожалению, возможно по причине неудовлетворительных условий хранения в прежние годы, возможно, — в результате сложностей транспортировки в период эвакуации и реэвакуации (1914, 1918 гг., 1941, 1944 гг.), многие негативы имеют дефекты, отслоение и физические повреждения эмульсии, часть негативов разбита на фрагменты.
Бригада рабочих на раскопках городища. 1911 год
Военныев пространстве между оборонительными стенами
Дети у античных ворот. 1899 год
Известная надпись, посвященная императору Зенону, в экспозиции музея, в окружении других находок
Капители, базы, колонны и алтарные преграды из раскопок средневековых памятников Херсонеса, выставлены для всеобщего обозрения во дворе музея
М.И. Скубетовв районе Главной улицы.
Мальчик в раскопанном помещении т.н. Монетного двора. 1904 год
Маячный полуостров. Раскопки в местности т.н. Страбонова Херсонеса. 1912 год
Монах из монастыря св. Владимира возле Уваровской базилики
На разломе берега в Уваровской базилике
На участке крепостной стены античного поселения на Маячном полуострове
Неизвестный в проеме древних ворот.
Р.Х. Лепер с гимназистами на раскопках некрополя близ Карантинной бухты
Рабочие на раскопках в южном районе городища. 1905 год
Рабочие на раскопках кварталов на северном берегу херсонесского городища
Рабочие с вагонеткой на раскопках у оборонительных стен близ Карантинной бухты
Рабочийна раскопках т.н. Страбонова Херсонеса (Маячный полуостров). 1912 год
Рабочий на раскопках античного сооружения на Главной улице
Рабочий на раскопках водосборной цистерны в центральной части городища
Рабочий на раскопках
Рабочий с пилой, сидящий на античной башне у входа в «Цитадель»
Раскопки в окрестностях Херсонеса. Маячный полуостров
Раскопки некрополя в районе бывшего скотного двора монастыря
Ребенок в «Храме с ковчегом»
Священник в крещальне Уваровской базилики
Солдат, сидящий на пороге склепа римского времени