Произвол помещиков
Н. Фирсов
Что сказать, после отмеченного, о таких наказаниях и истязаниях дворянами крепостных, как, напр., обычные сеченье и битье, проходившие без смертного исхода, но нередко тоже отличавшиеся необыкновенною, часто хладнокровно рассчитанною жестокостью? Очень хорошо известно, что такого рода истязаниями была наполнена помещичья жизнь, что они были повсеместным явлением. Образованные помещики, вроде Болотова и поэта Державина, ничего не находили ненормального ни в сеченье крепостных, ни в щедро расточаемых им господских пощечинах, ни в других подобных же знаках дворянского внимания к «рабам». Болотов, автор любопытнейших воспоминаний, весьма важных преимущественно для истории русского провинциального общества, человек, не чуждый современной ему литературы, считал себя очень гуманным помещиком, ибо он «не любил дираться слишком много», а когда дирался, то очень заботился о том, чтобы — кой грех! — наказуемый не умер. Озабоченный этим, Болотов придумал даже свою методу сеченья, — не сразу отпускать все предположенные удары, а известными порциями, с интервалами, в несколько дней, во время которых осужденный на сеченье отдыхает на цепи: сеченье повторяется «понемногу несколько раз», «дабы оно, — поясняет творец этой экзекуционной идиллии, — было ему тем чувствительнее, а для меня менее опасно». В своем сочинении «Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни» Болотов подводит даже теологическое основание для необходимости наказывать «непокорных рабов»: подобно тому как «Бог наказывает нас для нашего исправления», так и дворяне «облагают рабов кандалами, морят голодом» и т. под. «для блага самих рабов».
Вот какие представления создавало крепостное право в головах помещиков, даже выделявшихся из среднего уровня провинциального дворянства: дворяне для крестьян — само пекущееся о них Провидение, приносящее им и наказаниями благо. Некуда было идти дальше в оправдании помещичьего произвола, и в этой идеологии его собственно и заключается разгадка того, почему с такой голубиной наивностью, какую обнаружил Болотов, рассказывая о своем методе сеченья, — с легким сердцем и без малейших угрызений совести нежестокосердые, уравновешенные люди совершали по отношению к крепостным выдающиеся жестокости… К этому вел самый крепостной порядок, при котором людьми торговали, как скотиной, продавая их оптом и в розницу отдельно от земли, разлучая мужей и жен, родителей и детей, — тот порядок, при котором и соединяли отдельные пары, как скотину, для приплода, превращая «таинство» брака в недурное подспорье своему хозяйству, тот, наконец, порядок, при котором возводилось чуть ли не в догму всячески ежедневно оскорблять «рабов» и попирать в них элементарнейшие человеческие чувства. В обществе, жившем на крепостном труде, вся социальная атмосфера была насыщена опаснейшими микробами произвола, от болезнетворного действия коих не мог уйти никто из власть имеющих… […]
В крепостной атмосфере особенно тяжело было жить дворовым, из коих в XVII ст. составился целый многочисленный класс людей, оторванных от земли, удовлетворявших не только потребностям, но всем малейшим и часто психопатическим барским прихотям и капризам, людей, находившихся ежеминутно под ближайшим действием барского произвола, постоянно стоявших пред барскими очами и руками. Тяжела была, как видно из вышеприведенных примеров, барская, то и дело вспыхивающая, немилость, но не легка была и барская милость, в высшей степени обязывающая и ревнивая, а потому очень часто ведшая лишь к вящим истязаниям; наиболее же чувствительна была барская милость, разумеется, женской половине дворни: сколько было тут погублено девичьих жизней, сколько совершено насилий, растлений и даже кровосмешений, сколько тут было горя, терзании, ужаса и сколько скоплялось негодования, презрения и ненависти!..
Медицинская одежда becora bierbaum proenen russia медицинская одежда.
Пугачевщина. М., 1921. С. 23-24, 27.