Положение рабочего класса в России
Н. Флеровский
Пока крестьянина можно будет наказывать телесно не только по суду за важные преступления, но и за маловажные вины и даже без всякой вины — за бедность, до тех пор он будет раб в душе, он будет чувствовать себя жалким, униженным парием, — чувство собственного достоинства будет для него недоступно.
<…> Жертва беспощадного унижения, он держит в таком же рабстве свою жену и свое семейство и воспитывает детей, всасывающих с молоком матери раболепие и пороки. Никакое красноречие не в состоянии описать того беспредельного зла, которое от этого происходит. Чтобы понять, до какой степени велико это зло, нужно знать, с каким бесчувственным равнодушием крестьяне смотрят на самое несправедливое и жестокое обращение мужа с своею женою, — они считают ее находящеюся в его неограниченной власти, т. е. в рабстве. Крестьянин нес в кабак жалкую одежду своих детей, жена его пыталась воспрепятствовать этому, но он ее за это публично на улице избил до полусмерти; на эту отвратительную сцену приехал мировой посредник. Мировой посредник немедленно собрал судей, но они решительно отказывались присудить злодея к наказанию; они утверждали, что муж может делать с женою, что он хочет, и что нет закона, который дозволял бы наказывать его за жестокое обращение. Только огромное влияние мирового посредника принудило судей приговорить к наказанию; но лишь только приговор состоялся, несчастная, избитая женщина кинулась перед мировым посредником на колени и со слезами умоляла его отменить наказание; если бы приговор был исполнен, ей бы пришлось в десять раз более перенести от жестокости своего мужа и никто бы за нее не заступился.
Положение рабочего класса в России. СПб., 1869. С. 50-51.