Политика Ивана Калиты и Ивана III

К. Маркс

Татарское иго продолжалось с 1237 по 1462 г., более двух столетий. Оно не только подавляло, но оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Тата­ро-монголы установили режим систематического террора; опустошения и массовая резня стали непременной его при­надлежностью. Ввиду того, что численность татар по срав­нению с огромными размерами завоеваний была невелика, они стремились, окружая себя ореолом ужаса, увеличить свои силы и сократить путем массовых убийств численность населения, которое могло поднять восстание у них в тылу.

[…] Чтобы поддерживать междоусобицы русских кня­зей и обеспечить их рабскую покорность, монголы восста­новили значение титула великого князя. Борьба между рус­скими князьями за этот титул была, как пишет современ­ный автор[1], «подлой борьбой, борьбой рабов, главным ору­жием которых была клевета и которые всегда были готовы доносить друг на друга своим жестоким повелителям; они ссорились из-за пришедшего в упадок престола и могли его достичь только как грабители и отцеубийцы, с руками, пол­ными золота и запятнанными кровью; они осмеливались вступить на престол, лишь пресмыкаясь, и могли удержать его, только стоя на коленях, распростершись и трепеща под угрозой кривой сабли хана, всегда готового повергнуть к своим ногам эти рабские короны и увенчанные ими голо­вы». Именно в этой постыдной борьбе московская линия князей в конце концов одержала верх.

[…] Иван освободил Московию от татарского ига не одним смелым ударом, а в результате почти двадцатилет­него упорного труда. Он не сокрушил иго, а избавился от него исподтишка. Поэтому свержение этого ига казалось больше делом природы, чем рук человеческих. Когда та­тарское чудовище наконец испустило дух, Иван явился к его смертному одру скорее как врач, предсказавший смерть и использовавший ее в своих интересах, чем как воин, нанесший смертельный удар. С освобождением от иноземного ига дух каждого народа поднимается — у Мо­сковии под властью Ивана наблюдается как будто его упадок. Достаточно сравнить Испанию в ее борьбе против арабов с Московией в ее борьбе против татар.

[…] Между политикой Ивана III и политикой современ­ной России существует не сходство, а тождество — это докажет простая замена имен и дат. Иван III, в свою оче­редь, лишь усовершенствовал традиционную политику Московии, завещанную ему Иваном Калитой. Иван Ка­лита, раб монголов, достиг величия, имея в руках силу самого крупного своего врага — татар, которую он ис­пользовал против более мелких своих врагов — русских князей. Он мог использовать силу татар лишь под вымыш­ленными предлогами. Вынужденный скрывать от своих господ силу, которую в действительности накопил, он вместе с тем должен был ослеплять своих собратьев-ра­бов властью, которой не обладал. Чтобы решить эту про­блему, он должен был превратить в систему все уловки самого низкого рабства и применять эту систему с терпе­ливым упорством раба. Открытая сила сама могла входить в систему интриг, подкупа и скрытых узурпации лишь в качестве интриги. Он не мог ударить, не дав предваритель­но яда. Цель у него была одна, а пути ее достижения мно­гочисленны. Вторгаться, используя обманным путем враж­дебную силу, ослаблять эту силу именно этим использова­нием и, в конце концов, ниспровергнуть ее с помощью средств, созданных ею же самой, — эта политика была продиктована Ивану Калите специфическим характером как господствующей, так и порабощенной расы. Его поли­тика стала также политикой Ивана III.

Разоблачение дипломатической истории XVIIIвека. // Вопросы истории. 1989. №4. С. 5 — 7, 10.

Миниатюра: А.М. Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите.



[1] Сегюр. — Прип. К. Маркса.