Отрывок из «Юности честного зерцала…»
Юности честное зерцало,
или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов
1. Общие правила
Плотные рулонные шторы на пластиковые окна как выбрать рулонные шторы на пластиковые окна.
1. В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садится, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных к стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери; от челядинцев просительным образом требовать, разве что у кого особливые слуги, которые самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великие между ними бывают от того мятежи в доме, так что сами не опознают, что кому делать надлежит. […]
5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать; но должни тихо и смирно прямо, не избоченясь, сидеть.
6. Когда родители, или кто другий их спросят (позовут), то должны они к ним отозватца и отвечать тот час, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшка; или государыня матушка, или что мне прикажите, государь; а не так, что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь и не дерзостно отвечать; да так, и ниже вдруг наотказ молвит, нет, но сказать: так, мой государь, слышу, государь, я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь, приказали. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления и слов.
Но исправно все, что им говорено бывает, а многажды назад не бегать, и прежнего паки вдругоряд не спрашивать. […]
18. Младый шляхтич, или дворянин, ежели в ексерциции (в обунии) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй разговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть. […]
22. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет оной стретившего на три шага не дошед, и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши назад оглядываясь поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван. […]
27. Младые отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать: ибо каждый купец товар свой похваляя продает как может. […]
55. Также когда в беседе, или в компании случится в кругу стоять: или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в кругу плевать, но на сторону. А ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок; а так не вежливым образом в каморе, или в церькви не мечи на пол, чтоб другим от того не згадить, или отъиди для того к стороне, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно. […]
59. Еще же зело не пристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.
2. Како младый отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит
Когда прилунится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:
В первых обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватай перьвой в блюдо, не жри как свиния, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси. Первой не пии, будь воздержан, и бегай пиянства, пии и яждь сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцом, и не пий пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножем. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не реж, еш что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели пред кого положить хощеш, не примай перстами как некоторые народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свиния, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яицо, не отреж на предь хлеба, и смотри чтоб притом не вытекло, и яждь скоро, яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий между тем, не замарай скатерти и не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лице, и выполощи рот.
Юности честное зерцало… Изд. 1745 г.//В кн.: Реформы Петра I. Документы и материалы по истории СССР. М., 1937. С. 314-316.