Отношение государства к смертоубийству в XVII веке
С. Коллинз
Убийца может здесь откупаться деньгами. Если русский убьет своего раба или свою жену, наказывая их за вину, то законы его не судят. Также если случится убийство, а никто не преследует убийцы, то законы молчат.
Не сознавшись в преступлении, обвиненный не может быть осужден, хотя бы тысячи свидетелей были против него, и потому стараются вынудить признание всякого рода муками. Сначала подымают обвиненных на дыбу и если это не подействует, то их секут; а русские палачи — мастера этого дела и могут, как говорят, с шести или семи ударов убивать человека. Иногда сообщники преступника подкупают палача и заставляют его засекать обвиненного до смерти, чтобы отвратить от себя наказание.
[… ] Два года тому назад один удалец выстрелил по скворцу на Царском дворе, но пуля скользнула и упала в Царские покои. Стрелку отсекли левую ногу и правую руку. Открыв тайный заговор, заговорщиков мучат втайне, потом увозят в Сибирь и, отъехав сто или двести верст, попросту опускают в прорубь. Других, отрезав им носы, уши и выколов глаза, ссылают в Сибирь за три тысячи верст.
Виселица недавно введена в употребление.
Должность палача наследственна, и он учит детей своих сечь кожаные мешки.
Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. М., 1846. С.24—27.
Миниатюра: Иванов Александр «Смертоубийство на Конном базаре»