Основные отличия периода Древней Руси
А. Пыпин
С утверждением княжеской столицы на юге, Киев, без сомнения, еще до Рюриковичей значительный город, стал центром торговых сношений с югом и западом и исходным пунктом воинственных подвигов, рассказ о которых бывал в самой южной летописи народно-поэтическим сказанием. Народная жизнь еще не была стеснена княжескою властью и сохраняла общинную свободу и вече. Близость Византии, вероятно, издавна оказывала цивилизующее влияние; первое прочное христианство утвердилось на юге; первые книги и письменность явились в Киеве.
Таким образом, еще в древнем периоде надо предположить не один этнографический тип. Собственно говоря, их было несколько: кроме южного киевского, северный — новгородский, западный — белорусский и северо-восточный — великорусский. Главным действователем и во внешней истории и в образованности был южный Киев.
Но, каковы бы ни были отношения древних земельных народностей и степень их участия в развитии древнерусской культуры, на каком бы языке ни говорили в старом Киеве, домонгольский период вообще носит иной характер, чем последующие века, — характер свободной непосредственности и свежего проявления сил: в исторической жизни народа это была пора смелых подвигов, широкого распространения народной области; в деле образования пора инстинктов просвещения, оригинальных начатков литературы и поэтического творчества.
Одно из существенных отличий древнего периода заключается в свободе народных отношений. Мы не видим здесь упорной и боязливой замкнутости, отличавшей московские времена, той нетерпимости ко всему иноземному, которая делала Москву своего рода Китаем, закрывала ее от всяких выгод умственного обмена. Древняя Русь киевских времен не знала этой исключительности, как не знала и одного из главных ее источников в московском периоде — исключительности религиозной. Церкви были уже давно разделены, когда Русь приняла христианство;греческое духовенство, приходившее в русскую землю, на первых же порах разъясняло греховность латинской ереси; летописец заставляет Владимира, еще язычника, отвергнуть папских (немецких) послов, предлагавших латинскую веру, — отвергнуть еще тогда, когда он не имел понятия о разнице двух церквей, — на том основании, что этого не принимали отцы их; обличения латины, переведенные с греческого и самостоятельные русские, идут в древней письменности с XIвека. Впоследствии эта церковная полемика, внушения духовенства возымели большое влияние на развитие крайней религиозности и вместе национальной нетерпимости в московские времена; но в первые века она не успела приобресть такого влияния: князья были благочестивы, светская власть была в союзе с духовною, но западные католические иноземцы, по-видимому, не казались такими еретиками, с которыми нельзя иметь общения. Нравы князей в те времена, без сомнения, дают понятия и о нравах народа.
Владимир Мономах в своем поучении именно рекомендует внимание и гостеприимство к иноземцам — на том основании, что они разнесут о человеке добрую славу; неравнодушие к доброй славе у чужих людей показывает, что ими не пренебрегали и их не пугались. Князья так знали чужих людей, что Всеволод, отец Мономаха, «седя дома», не бывавши в чужих странах, знал не меньше пяти языков — в том числе, вероятно, были и языки западного соседства. Мономах ставит это в пример своим детям: «В том бо честь есть от инех земль». Настаивая на благочестии, он не говорит о вражде к латине. Летопись замечает об одной победе Мономаха, что его слава прошла ко всем дальним странам, к грекам и уграм, чехам и ляхам, дошла и до Рима. «Слово о полку Игореве» замечает, что славу Святослава, отца Игоря, поют не только ближние народы, греки и морава, но и немцы и венецианцы. В параллель к этому былина о Соловье Будимировиче рассказывает, что Соловей, явившийся в Киев со своими играми цареградскими и иерусалимскими, припевками из-за синего моря, приходит из Венеции поклониться князю Владимиру и жениться на его племяннице — и этот мотив не противоречил бы характеру киевского периода. Киев действительно имел великую славу, немецкие летописцы с удивлением говорят об его великолепии и богатстве, называют его лучшим городом «Греции», т.е. страны греческой веры.
Надобно думать, что религиозная нетерпимость, уже заявленная в полемических статьях против латины, ограничивалась пока духовенством и в самых церковных предметах не казалась обязательной для князей и мирян. Первыми строителями церквей были, без сомнения, греки, или руководством были греческие образцы; но еще в половине XIIвека в Суздальском княжении, в то время только что выделявшемся в особую великорусскую область, князь не усомнился вызвать западных (католических) мастеров, которые и построили в Суздальской области ряд церквей, в несомненном романском стиле.
Наконец, князья роднились с иноземными владельцами. С одной стороны, они брали себе в жены дочерей степных владельцев, половецких ханов; с другой — роднились с западными князьями и государями. […]
Древний период, потому ли, что в нем еще действовал предприимчивый элемент прошлого норманства, или потому, что основание государства, вызванное собственной инициативой племени, потребовало особенных усилий народа, обнаруживает воинственную энергию, которая делает его героическим веком.
История русской литературы. В 4 т. СПб., 1911. Т. 1. С. 138-140.
Миниатюра: Всеволод Иванов. Ведическая Русь