ОЧАКОВ
ОЧАКОВ — морской порт на Днепровском лимане (Украина). Основан в конце 14 в. С 16 в. турецкая крепость Ачи-Кале. В русско-турецкую войну 1735-39 О. был взят русскими войсками в июле 1737, но по Белградскому миру 1739 остался за Турцией и стал ее военно-морской базой. Во время русско-турецкой войны 1787-91 русский флот вынудил турецкий флот летом 1788 оставить лиман, после чего русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Г. А. Потемкина блокировали О. и взяли его штурмом в декабре 1788. По Ясскому миру 1791 О. присоединен к Российской империи.
История порта началась в середине восьмидесятых и связана с попыткой реализации грандиозного проекта в области гидромелиорации — плотины через Днепровско-Бугский лиман и канала Дунай — Днепр. Предполагалось, что это поднимет уровень воды в низовьях Днепра и позволит более активно использовать днепровскую воду для орошения полей юга Украины. Строительство плотины началось с Очакова, где был создан трест «Днепробугводстрой». Специально под строительство дамбы недалеко от города соорудили причальный комплекс с грузовыми причалами и складами, к нему подвели мощные энергосети для обеспечения работы шлюзовой системы будущей дамбы. Началась и разработка проекта железной дороги в Очаков.
Однако с распадом Советского Союза этот проект заглох, трест обанкротился и развалился. Здания и сооружения разбирались на стройматериалы, краны, энергохозяйство и средства механизации частью отправились на металлолом. Однако сама причальная стенка, гидротехнические сооружения сохранились. На их базе в 1999 году и было создано ООО «Порт «Очаков».
Идея создания морского порта буквально лежала на поверхности. Очаков находится в устье Днепровско-Бугского лимана, если суда будут заходить в порт Очаков, им не придется преодолевать десятки миль по Бугско-Днепровскому лиманскому и Херсонскому морским каналам. Соответственно, судовладельцы и фрахтователи смогут сэкономить на лоцманской проводке, канальном сборе, топливе, да еще и сэкономят время. Вдобавок в этом районе Николаевщины традиционно выращивают не только виноград, но и зерно, которое частью идет на экспорт. Но везти его приходится в порты Николаева или Большой Одессы, хотя Очаков — намного ближе.
Однако становление нового порта оказалось делом очень тяжелым, грузовые операции здесь практически не осуществлялись. В 2003 году после смены состава учредителей порт постепенно начал привлекать грузопотоки, приобретать крановое оборудование, развивать материально-техническую базу, упорядочивать земельные вопросы.
Несмотря на отсутствие железной дороги и сложности в привлечении грузов, порт сумел наладить линию по перевозке т.н. «мраморной муки». Это высококачественный белый мрамор, измельченный до фракции муки. В Украину его везут из Турции, у нас он широко используется в химической промышленности, при производстве пластика и красок. Также в порт «Очаков» стали поступать другие грузы.
Грузооборот постепенно рос, но оставался недостаточным для такого порта. И вот в 2008 году в состав учредителей порта вошла компания «Смарт-холдинг». Это известная в Украине структура, которая опосредованно владеет активами в горно-металлургическом комплексе, машиностроении, аграрном секторе и сфере недвижимости. Тогда же компания озвучила строительства на базе ООО «Порт «Очаков» современного глубоководного устьевого порта с лихтеровочной базой и железнодорожной веткой. В реализацию этого колоссального проекта инвестор намерен вложить более 1,5 млрд. евро.
Известно, что значительная часть экономики Украины ориентирована на экспорт. Продукция металлургии — локомотива отечественной промышленности поставляется во многие страны мира, наращивается экспорт сельхозпродукции. При этом перевозки водным путем традиционно наиболее дешевые по сравнению с другими видами транспорта. И перевалка грузов в порту «Очаков» является логистически и экономически более эффективным решением, нежели в других портах данного региона. Кстати, развитое мореходство существовало в этих краях еще во времена турецкого владычества. Не зря же старая турецкая пословица гласила: «Кто владеет Очаковом, тот владеет Черным морем».
В итоге руководство «Смарт-холдинга» приняло историческое решение о строительстве глубоководного порта с несколькими мощными перегрузочными комплексами на базе ООО «Порт «Очаков». Существуют компании, заинтересованные в совместной реализации проекта. Ведь пока в Украине нет ни одного глубоководного порта кроме Южного.