О СУЩНОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

«О СУЩНОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ», произведение И. А. Ильина. Вышло в свет в 1956 в Мюнхене.

Ильин считал, что право принадлежит тем же «вершинам духа», что и истина, добро, красота и откровение. Право имеет духовный смысл. «В правосознании участвует не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа». Правосознание неотделимо от инстинктивного правочувствия. Поскольку «правосознание есть инстинктивная воля к духу, к справедливости и ко всяческому добру», ясно, что «живой корень его надо искать в религиозном чувстве и в совести». Итоговая формула здорового правосознания такова: «Нормальное правосознание есть воля к праву, проистекающая из воли к духу».

Государственное правосознание является разновидностью общего правосознания. Бытие государства связано не только с материально-телесными процессами, но и с духовно-душевными. Государство есть «организованное единение духовно-солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотической любовью и поддерживающих ее самоотверженной волей». Политика и патриотизм должны быть неразлучны: «Государство есть положительно-правовая форма родины; а отечество составляет истинное содержание политики». При таком подходе к природе и задачам государства оно перестает быть разновидностью войны и разброда и становится формой политического единения, которое «превращает государство в живую систему братства и примиряет его с учением Христа о любви». Т. о., при верном подходе право, государство, правосознание и политика могут прямо служить свободе и братству, которые были глубочайше истолкованы Христом, но лишь беспомощно провозглашены французской революцией.

Говоря о структуре власти в государстве, Ильин пишет, что, поскольку государство по своей основной идее есть «духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающих естественное право в братском солидарном сотрудничестве», государство в идеале должно было бы свестись к самоуправлению народа, приняв форму корпорации. Но в силу несовершенства человеческой природы исторически государство всегда совмещает черты корпорации с чертами учреждения, а то и просто существует как учреждение, действующее по принципу опеки над подданными. Задача правильной организации государственной власти состоит в том, чтобы найти наилучшую для данного исторического этапа комбинацию из «солидарного самоуправления и властвующей опеки».

Подойдя вплотную к вопросу о государственной форме и демократии, Ильин пишет, что такой политической формы, которая была бы наиболее целесообразной для всех времен и народов, в природе вообще не существует. Что же касается наиболее совершенной формы, то это будет форма, более всего соответствующая трем основным аксиомам правосознания, каковыми являются «чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу». Это и есть та «политическая форма, которая воспринимает в себя дух христианства и пропитывает ритм политического единения — началами любви, уважения и доверия, началами духовного самоутверждения, бытового-земного самоотвержения и героизма».