О нравственной картине русского общества в XVIII веке
П. Милюков
Развивая свои идеалы «евангельского жития» для всевозможных общественных положений, Посошков вместе с тем развертывает перед нами яркую картину тех нравственных недостатков и социальных зол старого русского общества, которые полагали этому житию непреодолимые препятствия. За искусственно-огражденной твердыней старой русской семьи — ничем не сдерживаемая, зверская страсть кипит и клокочет кругом. Ребенку шагу нельзя сделать из отцовского дома: ежеминутно грозит ему «содомский грех», от которого можно спастись только «воплем, елико сможет воскричать». Юношу — лишняя минута разговора с женщиной, лишняя улыбка или даже родственный поцелуй грозят сделать «вне ума». Мужчина — «зверски» удовлетворяет свою похоть. Особенно опасны для жен «иноки», и для мужчин — молодые монахини. Посошков нисколько не скрывает от себя низкого культурного уровня и жалкого общественного положения того сословия, которое призвано проводить в жизнь его идеалы. Попы «валяются пьяные на улице» и «пьянствуют в кабаках», паству посещают ради угощенья, службу отправляют кое-как и сокращают в угоду «сильным людям»; посвящаются, не только не зная «грамматического разума», но даже «не разумея чтомаго», а иногда и вовсе не умея читать; «торгуют церквами», покупая священнические места исключительно ради доходов; берут взятки с раскольников и показывают их православными; о собственной пастве небрегут, не только не поучая их в вере, но даже не приучая и к требам: «многие крестьяне, и близь Москвы живущие, лет до шестидесяти не причащаются и не исповедуются; многие и умирают без всего». Никто и не церемонится с подобными пастырями. Архиерейские чиновники «ни во что их ставят» и «обирают кругом». «Дворяне пресвитеров сельских ведут хуже холопей своих; боясь их, те пресвитеры служат у них всякую работу рабью, паче последнего челядинца».
При этих условиях требование евангельского «смирения» оказывалось в неожиданно-полном согласии с русской действительностью. Что значило человеку «подлого состояния» подставить другую ланиту — в том обществе, где аристократ, князь Шаховской, при дворе за червонец давал себя бить по щеке всякому желающему?
Очерки по истории русской культуры. В 3 т. СПб., 1904. Т. 3, ч. 2. С. 20-21.