Навязчивое гостеприимство русского простонародья
И. Беллюстин
В нашем простонародье доселе неизменным сохраняется то свойство, которое во времена давние отличало предков его — гостеприимство. Прекрасное в себе, оно, однако же, слишком грубо, невыносимо навязчиво проявляется у крестьян. Так, случился праздник, например, Пасха, — священник ходит с образами. Угощение, т. е. водка и закуска, в каждом доме. Молебен отслужили, и священника просят почтить хозяина — выпить водки и закусить. Священник отказывается, — перед ним становится все семейство на колени и не встает, пока священник не выпьет. Не подействовало и это; уговорил он хозяев встать и идет не выпивши; конечно, хозяин в страшной обиде, с негодованием бросает что-нибудь за молебен и уже не провожает священника (а это выражение величайшего неудовольствия. Обыкновенно священника из одного дома все семейство провожает до ворот другого, там уже ждет все семейство и так через всю деревню. По окончании дела старейшие и почтеннейшие толпой провожают до околицы <…>. После священник не осмелься и толкнуться к нему с какой-нибудь нуждой — грубый отказ: ты не хотел почестить меня, так я не слуга тебе. Так в одном доме, так в другом и третьем и так далее; и к концу деревни самый осторожный и крепкий едва в силах исполнять свое дело, менее осторожный и крепкий совершенно теряет сознание.
Описание сельского духовенства в России. Лейпциг, 1858. С. 89-90.