Монастыри и церкви Вятки
Область Вятской епархии до XIII в. была краем где проживали черемисы и вотяки, затерявшись в громадных лесных пространствах. Южная часть области входила в состав Болгарского царства. С XIII в. на Вятку стали проникать с севера русские колонисты, занесшие христианство в Новгородскую область.
До конца XV в. Вятка оставалась совершенно независимой ни от кого ни в политическом, ни в церковном отношении. Южная часть ее с нашествием татар перешла в их подданство. Утвердив свою власть в пределах Болгарского царства, татары постепенно расширяли свое влияние и подчинили себе почти весь север вятской области.
С покорением Вятки Московскому князю в 1489 году, этот край в церковном отношении был подчинён Митрополичьей области; пространство к югу Вятки осталось за казанскими татарами.
С падением Казани под ударами русского оружия в 1555 году остальное пространство Вятской епархии было подчинено власти Московского великого князя и в церковном отношении вошло в состав Казанской епархии.
Но церковная зависимость Вятки от Казани осталась лишь на бумаге. Отделенная от Казани непроходимыми лесами и поселениями татар и черемис Вятка после 1555 г. со всеми церковными нуждами обращалась в Москву. В 1598г. Вятский протопоп Никольского собора называет себя патриарховым приказчиком; южная же часть территорий, вошедших позже в состав Вятской губернии, с гг. Малмыжем и Уржумом, основанными в 1587 г., селами Елабугой иСарапулом, уже существовавшими в самом начале XVI в., состояла в церковном подчинении Казанскому архиепископу.