МИРОВЫЕ СУДЫ
МИРОВЫЕ СУДЫ, были учреждены в России в 1864. Состояли из участковых мировых судей и съезда мировых судей. Участковые мировые суды рассматривали по первой инстанции гражданские дела при цене иска до 500 (а позднее до 1000) руб. и некоторые уголовные дела.
В формировании мировых судов определенное значение имело выборное начало. В гораздо больших масштабах, чем в Европе, русские мировые судьи избирались населением. Только в Оренбургской и Астраханской губ. и девяти западных мировые судьи назначались: в первых — Высочайшей властью, в последних — министром юстиции из числа лиц, внесенных в списки, составляемые местными уездными комиссиями или губернскими комитетами. Мировые судьи избирались уездными или губернскими земскими собраниями, а в столичных городах — городскими думами. Выборы производились следующим образом. Уездный предводитель дворянства (председатель управы) составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьями, и за 2 мес. до выборов представлял его губернатору, после чего список публиковался для всеобщего ознакомления. До начала выборов любой мог подать заявление и жалобу на допущенную неправильность. Все замечания рассматривались в избирательном собрании, которое производило поверку списка, а затем приступало к избранию закрытой баллотировкой из числа лиц, отмеченных в исправленном списке. Сенату (по 1-му департаменту) принадлежало право утверждения избранных, но он ограничивался, как правило, лишь формальной стороной дела. Число мировых судей на каждый уезд (город) определялось числом участков, которое указывалось в особом расписании. Контингент лиц, из числа которых избирались мировые судьи, определялся следующими условиями: они должны были быть местными жителями (фактически признание лица местным жителем происходило на избирательном собрании); возраст не ниже 25 лет; обладание определенным образовательным и имущественным цензом. Образовательный ценз состоял в том, что от избираемого лица требовалось высшее или среднее образование, или прохождение соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в должностях, позволявших приобрести практические знания по производству судебных дел. Требование имущественного ценза предполагало следующие условия: обладание недвижимым имуществом в размере, вдвое превышающем ценз, требуемый для непосредственного участия в уездных земских собраниях, а в городах — недвижимостью ценой 15 тыс. руб. в столицах и 6 тыс. — в прочих городах; это имущество могло принадлежать не только самому баллотируемому, но и родителям или жене и могло находиться не только в той губернии, где имел жительство избираемый, но и в других. Совокупность этих положительных условий давала право на занятие должности мирового судьи; она дополнялась еще целым рядом отрицательных условий. Иными словами, мировыми судьями не могли быть: 1) состоявшие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и находившиеся под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влекло означенные наказания; 2) уволенные со службы по суду, из духовного ведомства, из среды обществ и дворянских собраний; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоявшие под опекой за расточительность; 5) священнослужители и церковные причетники. Избранные указанным выше образом из числа лиц, отвечавших всем условиям, участковые мировые судьи считались состоявшими на государственной службе V класса, получали очередное вознаграждение от казны, но права на пенсию не имели. Увольняли с должности мировых судей на следующих основаниях: 1) по истечении трехлетнего срока и в связи с неизбранием на следующий срок; 2) в связи с сокращением числа участков; 3) за проступки и государственные преступления, совершенные во время пребывания в должности мирового судьи. В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи были приравнены к членам окружных судов; возбуждалось дисциплинарное производство съездами мировых судей. Непосредственный контроль за деятельностью мировых судей осуществлялся мировыми съездами, а высший надзор — кассационными департаментами Сената и министром юстиции.
Мировые судьи разделялись на: 1) участковых (общий тип); 2) почетных мировых судей; 3) почетных участковых судей, полностью аналогичных участковым, лишь по собственному отказу не получавших жалованья. Кроме того, русский закон предусматривал должности добавочных мировых судей и помощников. Первые были учреждены в обеих столицах, Одессе, в Астраханской и Оренбургской губ., в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначением была замена участковых судей, с которыми они были уравнены в служебных правах. Помощники мировых судей имелись в Закавказье, где мировые судьи выполняли функции предварительного производства, и в Средней Азии. Пределы компетенции мировых судей определялись размерами мирового участка; совокупность мировых участков одного уезда составляла мировой округ; столицы и Одесса образовывали особые округа. Властные полномочия почетных мировых судей распространялись на всю территорию округа. По предмету ведомства компетенция мировых судей разделялась на: 1) судебные дела; 2) дела административного и охранительного порядка. В отношении судебных дел мировые судьи представляли суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным, из дел гражданских — иски ценой не св. 500 руб., кроме исков о владении недвижимостью; иски о бесчестье, о восстановлении нарушенного владения, если со времени нарушения прошло не более 6 мес., и о праве частного участия, если со времени нарушения его прошло не более года; просьбы об обеспечении доказательств по искам любой ценности. При этом дела об исках на сумму не св. 30 руб. решались мировыми судьями сразу окончательно.
Из дел уголовных мировым судьям были подведомственны: 1) обязанности предварительного расследования и примирения; 2) юрисдикция по делам о проступках, перечисленных в уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, со следующими изъятиями: а) компетенция мировых судей распространялась на непоименованные в мировом уставе нарушения казенных управлений, дела о повинностях, о торговле и промышленности фабричной, заводской и ремесленной (кроме дел о стачках рабочих), если последние не подлежали ведомству администрации; нарушения правил о печати, нарушения в охране лесов и иные маловажные дела о нарушениях при условии, что наказание за них было определено ссылкой на мировой устав, а сумма гражданского иска не превышала 300 руб.; б) мировые судьи также занимались определенными мелкими правонарушениями, обозначенными в конкретных статьях Уложения о наказаниях; в) вне компетенции мировых судей находились дела о проступках, если с наказанием за них была связана высылка виновного из места жительства, запрещение производить торговлю или промысел или же закрытие торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские жители подлежали ведению собственных судов. Приговор мировых судей признавался окончательным, когда им определялись: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не св. 15 руб., арест не св. 3 дней и когда сумма присужденной компенсации за вред и убытки не превосходила 30 руб. Кроме указанных наказаний мировые судьи имели право налагать: денежные взыскания до 300 руб., арест до 3 мес. и заключение в тюрьме не св. 1,5 года.
В сфере административных и охранительных функций мировых судей находились: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия нотариуса, охранение наследства, свидетельства о болезни (за отсутствием врача) призванным к отбыванию воинской повинности, разнообразные обязанности по устройству мест заключения для подлежавших аресту по приговорам мировых судей, участие в составлении очередного и периодических списков присяжных заседателей, открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей. Такова обширная компетенция мировых судей. Споры о подсудности, возникавшие между мировыми судьями, разрешались мировыми съездами; споры между мировыми судьями и следователем разрешались окружным судом; последний разрешал также споры между мировыми и учебно-административными учреждениями; наконец, споры между мировыми судьями и окружным судом разрешались судебной палатой. Функционировали мировые судьи единолично, даже протоколы заседания они вели сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа мировые судьи являлись судом в первой инстанции в пределах указанной компетенции.
Кроме того, существовали собрания мировых судей, действовавшие в качестве коллегиальных органов с особыми задачами и полномочиями. Сюда относился съезд мировых судей, начинавший свою деятельность с момента избрания мировых судей их первоначальным собранием; функции такого собрания, проводившегося раз в 3 года, заключались в распределении обязанностей между членами, установлении очередности, вводе избранных мировых судей в судебную службу. Мировой съезд представлял собой судебное место, в состав которого входили все мировые судьи данного округа; из числа мировых судей избирался один на должность председателя мирового съезда, ему принадлежали права, обычно присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов в заседаниях съезда принимали участие: 1) непременный член, избираемый из числа мировых судей, в обязанности которого входила подготовка дел к рассмотрению на съезде, наблюдение за исполнением решений съезда, заведование (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2) прокуратура в лице товарища прокурора местного окружного суда, обязанного следить за точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторым гражданским и по всем уголовным делам. Съезд функционировал периодически, на заседаниях срочных и особых. Время и место первых определялись земскими собраниями, городскими думами и Министерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала); созыв особых съездов определялся надобностью и осуществлялся председателем. Главным назначением съезда было осуществление задач апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям; по делам, решаемым мировыми судьями окончательно, съезд являлся инстанцией кассационной. Приговоры мировых установлений кассировались кассационными департаментами Сената. На мировой съезд возлагалась обязанность надзора за мировыми судьями, высшим органом надзора для мировой юстиции являлось объединенное присутствие Сената. Мировой съезд был обязан составлять инструкции для себя и для мировых судей и направлять их министру юстиции, а в конце каждого года представлять отчеты по своему округу.
Т. о., мировая юстиция в России представляла собой целостную систему местных судов, связанную с общими судебными установлениями в лице Сената как кассационной инстанции и высшего органа надзора, судебной палаты в отношении дисциплинарного производства и ее же окружных судов как органов разрешения спорных вопросов о подсудности. Дело организации своего суда среди населения увенчалось успехом. Мировые суды быстро заняли подобающее им место в обществе; случаев злоупотребления властью с их стороны почти не наблюдалось за все время их существования; число рассматривавшихся ими дел к н. XX в. достигло 2,5 тыс. на каждого мирового судью в год.