МИНСК
город на реке Свислочь (бассейн Днепра; Белоруссия). Известен с 1067 как Менеск. С 12 в. центр Минского княжества. С 14 в. в Литве и Польше, с 1793 в РОССИЙСКОЙ империи. В 1919-91 столица Белорусской ССР. С 1965 Город-герой. С декабря 1991 столица Республики Белоруссия.
С начала XIX в. Минск, получивший регулярный проект планировки, начинает терять средневековую систему уличной сети. Однако основные направления, так же как и вся монументальная застройка XVII—XVIII вв., сохраняются. Главная улица города прошла по высокому водоразделу и влилась у деревни Ко-маровки в загородную дорогу — Борисовский тракт. Она заняла доминирующее положение в плане города (трасса современного Ленинского проспекта). Существующая ныне прямоугольная сеть улиц городского центра сложилась к середине XIX в. Тогда определились направления и основные габариты современных улиц Карла Маркса, Энгельса, Ленина, Кирова, Красноармейской, Янки Купалы и др.
За девять веков существования древний город на Свислочи был свидетелем многих исторических событий: семь раз он был разграблен, разрушен и сожжен иноземными захватчиками. Но каждый раз врага изгоняли, и Минск вновь отстраивался и разрастался.
Наиболее ценные в архитектурно-художественном отношении памятники Минска представляют собой капитальные гражданские и культовые здания XVII—XIX вв. Большинство из них, естественно, располагается в исторически сложившихся районах города.
Третье тысячелетие Минск встретил в числе городов мира, имеющих население более 1 млн. человек. В столице Беларуси проживает около 17% населения страны. Минск относится к числу тех столичных городов Европы, которые во второй половине ХХ в. имели наиболее высокие темпы роста населения. В 1950 по 2005 гг. численность его жителей выросла почти в 6 раз, превысив 1 млн. 760 тыс. человек. Развитие города в этот период носило универсальный характер. В результате он сложился как многофункциональный город. Прежде всего это крупный промышленный центр. Развитие индустриализации в советскую эпоху, стремительный рост после Великой Отечественной войны новых и новейших отраслей промышленности: авто и тракторостроения, станкостроения, радиоэлектронной промышленности, электронного машиностроения — все это превратило белорусскую столицу в «сборочный цех» Советского Союза.
В городе производится почти четвертая часть промышленной продукции страны. Для столичной индустрии характерен высокий уровень концентрации производства, полученный в наследство в основном с конца 40-х — 80-х гг. ХХ в. Свыше трети общего объема производства столичной промышленности сконцентрировано на гигантах индустрии с численностью более 10 тыс. работающих.
Особое географическое и геополитическое положение Минска способствует развитию разнообразных международных контактов, превращению столицы Беларуси в центр международных коммуникаций. В связи с этим серьезное внимание уделяется модернизации и доведению до европейских стандартов проходящих через город транспортных артерий: автомобильных, железнодорожных, воздушных. Модернизирована Минская кольцевая автомобильная дорога. Завершается реконструкция столичного железнодорожного узла. Серьезной модернизации подвергнется Национальный аэропорт.
Большие усилия прилагаются для создания современной информационной инфраструктуры. Еще в недавнем советском прошлом Минск был известным центром проведения торговых ярмарок, поэтому разворачивается ярмарочная, выставочная деятельность. Разработана стратегия и конкретная программа действий по использованию и развитию туристического потенциала белорусской столицы.
Для Минска характерно не только выгодное географическое, геополитическое положение.Это своеобразный «культурный перекресток», город, где встречаются две цивилизации, две культуры — западная и восточная.