МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ
МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ мужской, в Киеве. Основан в 1108. Около 1108-13 была построена каменная Михайловская церковь. В 17 в. монастырь — центр антиуниатской борьбы. Упразднен после 1917. В 1934 здания монастыря разобраны. Фрески и мозаики — в Софийском соборе в Киеве.
Михайловский Златоверхий монастырь занимает особенное место в сердцах киевлян. Назван в честь архистратига Михаила предводителя небесного воинства и покровителя города Киева. Основан в 1108 году Киевским князем Святополком( в крещении Дмитрий) — внуком Ярослава Мудрого, уже в 1113 году собор был освящён. Расположен на месте бывшего капища языческих богов: Перуна, Дажьбога, Хорса, Сварога, Стрибога и Мокоши, в центре древего Киева у Старокиевской горы на берегу древней реки Почайны (ныне несущёствующей), так что само место здесь пропитано чем- то необъяснимо притягательным, и шли сюда люди к богу с времён гораздо более ранних чем даже Киевская Русь.
Славился Михайловский собор своим богатым внутренним убранством в стиле» мерцающей живописи» — смеси мозаики и фресок. Уникальной чертой которой является переливание света в тень, то вспыхивая то затухая изображения как будто мерцают над головами прихожан. Этот стиль является достоянием мастеров Киевской Руси , уже тогда показывая своё отличие от Византийского. По мнению учёных в росписи собора учавствовал легендарный иконописец Алипий( Алимпий), непревзойдённый мастер и основоположник мерцающей Живописи.Некоторые мозаики в Михайловском соборе приписывают именно его руке.
На этом месте с 1054 по 1062 Изяславом Ярославовичем( в крещении Дмитрий) был основан Дмитриевский монастырь, и находился в так азываемом городе Ярослава. После смерти князя Изяслава монастырь поддерживали его дети, один из его сыновей Ярополк( в крещении Пётр) основал в пределах отцовского монастыря свой, в честь Петра. Но полностью его не закончил, он был убит и похоронен в его церкви. А в 1108 году сын Изяслава Святополк и заложил на этом месте Михайловский монастырь.
Михайловский собор , как и все соборы того времени , был похож на Успенский собор в Киево Печерской Лавре, но по приданию — это был первый собор с позолоченными куполами. И Михайловский собор не уступал в росокоши и убранству Успенскому. В отличии от Лавры Михайловский монастырь был вотчинным, т.е. принадлежал княжескому роду и его популярность зависела от успехов князя. Изначально храм был однокупольным 29х19 меторов, украшенный фресками и мозаикой. Главной ценностью собора были святые мощи Варвары великомучаници, мощи которой хранились тут на протяжении восьми веков.
Михайловский монастырь, сильно пострадал в 1240 году, после захвата киева ханом Батыем и во время нападения крымского хана Менгли Гирея в 1482 году. И лишь в 1523 году Сигизмунд 1 король польский дал право игумену Макарию реставрировать монастырь, и вернул почти все земли, это дало большой толчок для нового процветании. А уже в начале XVI века король Сигизмунд III дал приказ униатскому митрополиту Ипатию Поцею на присоединение Михайловского монастыря со всеми его землями к униатской церкви. Но тут произошёл казус, приказ вступал в силу только после смерти игумена Михайловского монастыря Иосифа. Но он пережил Ипатия, а монастырь остался православным. Дальше не раз михайловский монастырь пытались окатоличить, но униатам так это и не удалось.
Со временем Михайловский монастырь становится центром противостояния униатов с православными, ярким представителем этого противостояния стал игумен Иов Борецкий, впоследствии ставший митрополитом киевским. Митрополит Пётр Могила восстанавливая права православной церкви, отбирает у униатов их резиденцию в Софиевском соборе и переезжает туда, Михайловский монастырь обретает запустение. Благодаря усилиям Феодосия Сафоновича ставшего митрополитом в 1655, авторитет монастыря восстанавливается. В благодарность за поддержку в войне с поляками Богдан Хмельницкий дарит монастырю новые земли и содействует в реставрации монастыря.
С 18 века Михайловский монастырь обретает могущественного покровителя в лице Петра I, после воссоединения Киева с Московским государством, многие земли принадлежащие монастырю остались на территории Речи Посполитой. Царь и казацкая старшина щедро наделяют монастырь новыми землями на левом берегу Днепра. В первой половине 18 века наступает расцвет михайловского монастыря, этому не мало способствовал Иван Мазепа. По приходу он стоит вторым после Киево- Печерской Лавры, в 1713 году была построена Трапезная — единственное здание сохранившееся до наших дней неразрушенным. В 1720 вход в монастырь увенчала каменная колокольня, позже монастырь был обнесён каменной стеной с Экономическими воротами. А сам собор становится семикупольным в стиле казацкого барокко.
С приходом советской власти, как и всё, что относилось в церкви, михайловский начинает умирать. В 1919 церковные ценности били конфискованы в пользу красной армии, а многие разворованы. Ещё какое то время там проводились службы, но вскоре все монахи были выселены, а здания были отданы разным учреждениям. В 1929 монастырь закрыли превратив его в архивные склады. А при переносе столицы УССР из Харькова в Киевбыло решено на месте нынещней Михайловской площади строить грандиозный правительственный комплекс.
14 августа 1937 года Михайловский Златоверхий собор был взорван, на его месте должно было быть возведено здание аналогичное стоящему рядом МИДу, а между ними огромный памятник вождю пролетариата. Но свершению этого плана помешала великая отечественная война. Часть фресок всё же сохранилась, уникальные фрески»Дмитрия Солунского» , мозаика «Святого Николая » , часть фрески Самуила и некоторые другие ценности были вывезены в Россию в музеи Эрмитаж, Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт Пирбурге, а «Евхаристия» перенесена на новое основание и хранится в Софиевском соборе. Мощи святой Варвары сохранились, сначала в Десятинной церкви, а потом во Владимирском соборе.