МЕОТЫ
МЕОТЫ — древние племена (синды, дандарии, досхи и др.) на восточном и юго-восточном побережье Азовского м. (Меотиды) в 1-м тыс. до н.э. В 4-3 вв. до н.э. часть М. вошла в состав Боспорского царства.
Этническая принадлежность
Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен.
По одной версии, меоты являются реликтами древнего индоевропейского населения Приазовья, восходящего ещё ко временам Ямной культуры.
Ещё в XIX веке Эдуард Эйхенвальд провозгласил, что родственные меотам синды — это колония индусов на берегу Чёрного моря. Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао (Ира) вышла замуж за грека Гекатея, ставшего царём синдов, которые живут немного выше Боспора». Тиргатао — единственное зафиксированное источниками меотское имя и оно надежно сближается с индо-иранским женским именем Тиргутавия, зафиксированном на территории Митанни, в хурритском Алалахе.
В Большой советской энциклопедии, напротив, указывается, что «часть меотов по языку была родственна адыгам, часть ираноязычна». По мнению некоторых современных археологов — название древних племен на окраине Боспорского царства (современный Краснодарский край) являлось синонимом «болотных жителей», то есть живших рядом с Меотидским озером (болотом). Аналогично с дреговичами — болотными жителями (люди живущие на болоте, плавнях).
Религия и верования
Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.
Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д. Существовали также боги-покровители представителей каждого ремесла.
Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.
Культура и ремесла
Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более, чем 10-ти веков, претерпевая значительные изменения и испытывая воздействие культур соседних народов и государств. В настоящее время выявлено одно поселение IX — VIII вв. до н. э. у села Красногвардейского (респ. Адыгея). Захоронения в протомеотских могильниках представляли собой неглубокие грунтовые ямы. Умерших хоронили на боку или вытянуто на спине. Рядом с покойником в могиле помещался погребальный инвентарь.
Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.
Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников.