МАКАРЬЕВ ЖЕЛТОВОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ

МАКАРЬЕВ ЖЕЛТОВОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Троицкий, мужской, затем женский, на левом берегу Волги, в 100 верстах от Нижнего Новгорода. Основан около 1435 монахом Макарием. В 1439 монастырь разорен, возобновлен около 1620. С 20-х гг. 17 в. у стен монастыря проходила Макарьевская ярмарка. В 1868 монастырь был упразднен; в 1882 на его территории учреждена женская община сестер милосердия; с 1883 — снова монастырь. Закрыт в 1927.

Макарьев — Желтоводский монастырь на Волге (историко-архитектурный памятник) основан иноком Печерского Нижегородского монастыря преподобным Макарием в 1435г. на левом берегу реки Волги, уроженцем Нижнего Новгорода, удалившемся в здешние края, в урочище, известное тогда под именем Желтые воды, или Желтые пески. Желтое озеро — старица Волги — существовало еще в начале XIX века, но вскоре было поглощено волжскими водами.

Волга подступает к самым стенам монастыря, и обитель как будто встает из воды, подобно граду Китежу. Макарьев монастырь красив в любую пору, но особенно он хорош в лучах закатного солнца, когда темно-серые на фоне розового неба стены и башни его отражаются в серебристых водах реки.

Преподобный Макарий построил здесь, на пойменном лугу, кельи и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Миссионерская деятельность старца Макария встревожила ордынских правителей. Хан Улу-Мухаммед в 1439 году повелел разграбить и сжечь обитель. Татары отпустили его, взяв с него обещание не возрождать православной обители. Макарий ушел из этих мест в унженские леса, на реку Унжу, где основал Макарьев-Унженский монастырь и умер там в возрасте 95 лет.

Макарьев — Желтоводский монастырь на Волге

Макарьев — Желтоводский монастырь на Волге

До начала XVIIв. место в Желтых водах пребывало в запустении. В 1620г. монах Казанского монастыря в Тетюшах Авраамий построил здесь небольшую келью, вокруг которой стали селиться другие монахи.

Первоначально Волга текла на некотором удалении от стен монастыря, но затем стала быстро приближаться к нему, размывая берега. В 1829 году рухнула северо-западная угловая башня, в 1859 году — центральный купол Троицкого собора, его удалось восстановить только в 1910 году.

В 1868 году монастырь из-за угрозы полного разрушения был упразднен, но в 1883 году снова возрожден уже как женский. Святыней обители была чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского.

Макарьев монастырь был закрыт в 1927 году. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е годы началась их реставрация. Ныне существующий монастырский ансамбль относится к XVIIв. Сохранилась высокая крепостная стена с кельями и надворной церковью Михаила Архангела, Троицкий собор, Макарьевская и Успенская церкви.

Макарьев-Желтоводский монастырь, 1902г., фото Дмитриева М.П.

Макарьев-Желтоводский монастырь, 1902г., фото Дмитриева М.П.

В начале 1990-х годов монастырь возобновил свою деятельность. Ныне это действующий женский монастырь.

Обитель была восстановлена только спустя 190 лет. Как полагают, возродил ее монах Тетюшского монастыря Авраамий, уроженец Мурома, в 1620 году. В 1624 году была срублена деревянная Троицкая церковь, через два года построена Успенская церковь. А в середине 17-го столетия за очень короткий срок, с 1651 по 1667 год, здесь был создан на редкость целостный и живописный монастырский ансамбль.

В 1651 году была построена Успенская церковь с трапезной, в 1658 году — пятиглавый Троицкий собор, в 1670 году — надвратная церковь Михаила Архангела над Святыми воротами и кельи, в 1662-1667 годы возвели стены и башни монастыря. Автором главных монастырских сооружений был каменных дел подмастерье Максим Апсин.

Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Его украшал резной золоченый иконостас, с потолка свисали громадные паникадила, ризы икон сверкали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стены собора сверху донизу покрывали яркие нарядные фрески. «Впечатление роспись производила поистине ошеломляющее, — пишет М. П. Званцев, один из последних, кто видел росписи Троицкого собора. — Она была величественна, сдержанна по цвету, рисунок и цветовое решение росписи отличались высокими художественными достоинствами». В 1930-е годы драгоценные фрески Троицкого собора были варварски забелены. Как считают специалисты, росписи были выполнены на рубеже XVII-XVIII веков артелью костромских мастеров. Троицкий собор — единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью.

Макарьево Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь

Макарьево Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь

Успенская церковь с трапезной палатой поднята на высокий подклет. В свое время этот подклет служил кладовыми для «людей купецких», приезжавших на Макарьевскую ярмарку. Одновременно с Успенской церковью была построена примыкающая к ней грузная шатровая колокольня. В 1808 году на месте старой обветшавшей церкви была построена небольшая Макарьевская церковь.

1667 году монастырь был окружен каменной стеной с девятью башнями. Стены образуют почти правильный квадрат размерами 200х200 метров, их высота достигает восьми метров, ширина — 2,5 метра. Со стороны берега с трех сторон монастырь окружала дополнительная цепь стен и башен, а перед Святыми воротами было устроено предмостное укрепление. Остатки этих укреплений исчезли в XIX веке. На южной стороне некогда находились еще две квадратные башни. Одна в XVIII веке была перестроена под кельи, а вторая обращена в церковь.

Макарьев монастырь был сильной крепостью. В октябре 1670 года его стены выдержали осаду разинцев под предводительством самозванца, казачьего атамана Максима Осипова, который называл себя царевичем Алексеем Алексеевичем. Иноки отбились. Но спустя некоторое время к повстанцам подошел новый отряд разинцев во главе с Михаилом Чертоусенко, и защитники монастыря вынуждены были отступить. Ворвавшиеся в монастырь повстанцы, среди которых преобладали местные жители, «святую обитель разорили, монастырскую всякую казну и всякие годовые казенные запасы и оружие и с конюшего двора стоялые и работные лошади и всю конскую сбрую разграбили без остатку».