Итоги лет решений и свершений
Стенограмма передачи “Не так” на радиостанции “Эхо Москвы”
10 ноября 2001 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Не так!»
В гостях — историк Александр Каменский.
Эфир ведет Сергей Бунтман.
С. БУНТМАН Мы продолжаем серию в программе совместно с журналом «Знание-сила» «Не так», посвященную династии Романовых. Сегодня последняя передача о Петре Первом. Сегодня Александр Каменский, который у нас в студии неизменно ведет все последние программы о Петре Первом, подведет итоги. И мы с вами тоже вместе задумаемся о жизни и реформах Петра Великого. Я напоминаю, что вы можете присылать свои вопросы, соображения и замечания на пейджер. И в конце передачи, конечно, могут быть и ответы, и дискуссия с вами, такая заочная несколько, продолжится по итогам жизни и царствования Петра Великого. Александр Каменский здесь в студии, добрый день.
А. КАМЕНСКИЙ Добрый день.
С. БУНТМАН И мы оставили Петра Первого как раз за строительством государства как такового, нового российского государства. И мы продолжим вместе с ним это занятие, и завершим его царствование таким образом.
А. КАМЕНСКИЙ Да, собственно говоря, у нас сегодня речь идет о последнем, завершающем этапе петровского царствования, когда закладывались последние, но очень важные кирпичики в здание этого нового государства, и, собственно, подходила к концу и физическая жизнь самого великого преобразователя. 2 кирпичика, о которых необходимо упомянуть, это две чрезвычайно важные реформы. Одна это реформа коллежская, вторая реформа податная. Первая реформа связана с созданием нового аппарата, аппарата управления империей. Причем, хотя реформа называется коллежской, на самом деле, речь идет не только о центральном управлении, но и об управлении местном. Ну, система коллегий, это вобщем, наверное то, что все знают еще со школьной скамьи, что это такое. Это были принципиально новые учреждения, созданные в соответствие с, я бы так сказал, требованиями тогдашней бюрократической науки. По началу было 9 коллегий создано, число их затем менялось. И, параллельно, и так же, как и коллегии по шведским образцам, создавалась и система местных учреждений. Возникли городовые магистраты. В 1720-м году был создан главный магистрат, который по сути дела стал еще одной коллегией, и управлял вот этими самыми губернскими провинциальными и городовыми магистратами. Была попытка и создания самостоятельных судебных органов. Так называемые, надворные суды были учреждены на местах, но в последствии они были ликвидированы, уже после смерти Петра. И в этом, вобщем, забегая немножко вперед, скажу, что был некоторый резон, потому что, в сущности, вы понимаете, я думаю, что создать систему судебных органов невозможно, если ну, как минимум в стране нет просто профессиональных юристов. А есть только чиновники. Вот это первый кирпичик, о котором надо говорить. Второй кирпичик, это податная реформа, как я уже сказал, которая оказалась чрезвычайно важной. На первый взгляд речь идет исключительно о налоговой сфере, о финансовой сфере, и вполне понятно, что Петр к этой сфере обращается, поскольку на протяжении, в сущности, всего своего царствования ведя тяжелейшую войну, государство испытывало постоянную, острейшую нужду в деньгах. И государство все время искало самые разнообразные способы как бы извлечь деньги, придумывало всякие чрезвычайные подати, налоги, и так далее, и поборы с населения. Но вот к этому времени, а реформа начинается в 1718-м году, к этому времени ситуация еще более обострилась. Потому что было очевидно, что так или иначе, годом раньше, годом позже, но, тем не менее, все-таки, Северная война идет к концу, и русская армия, которая в это время преимущественно находилась за пределами, собственно говоря, за пределами российского государства, она должна будет вернуться, ее нужно будет каким-то образом расквартировать на территории страны, каким-то образом кормить. И как кормить? Вот, тех налогов, которые собирали в это время, было явно недостаточно.
А. КАМЕНСКИЙ Да, это же была регулярная армия.
С. БУНТМАН Сохранить в таком же составе?
А. КАМЕНСКИЙ Сохранить в таком же составе. Мы говорили с вами в прошлый раз о том, что были введены рекрутские наборы. А рекрут в армию брали на пожизненную службу, никто не собирался их, так сказать, демобилизовывать. Ну вот, нужно было эту армию кормить. Решение, которое было названо, оно было и остроумным, и одновременно достаточно простым. Было вычислено, сколько нужно на то, чтобы эту армию прокормить, а дальше было решено, что соответственно нужно выяснить, сколько народу живет в государстве, которое обязано платить налоги, вот эти две цифры поделить, и выяснить, сколько каждый человечек должен платить. Но для того, чтобы это воплотить в жизнь, нужно было решить две достаточно серьезные проблемы: во-первых, выяснить, сколько все-таки этих налогоплательщиков. А для того, чтобы это выяснить, нужно было, что называется, отделить овец от козлищ, потому что было все-таки понятно с самого начала, что не все должны платить, не все поголовно должны платить. А вот некоторые должны платить, а некоторые не должны платить. На первый взгляд может показаться, что это уж не так сложно. Ну, вроде бы кто не должен был платить?
С. БУНТМАН Ну, кто не должен был платить?
А. КАМЕНСКИЙ Да. Дворяне не должны платить.
С. БУНТМАН Понятно, так.
А. КАМЕНСКИЙ Священники не должны были платить. Вот, собственно, две основные категории. Ну, и те, кто в армии, военные, они, конечно, не платят. Что ж они, сами себя будет получаться платить.
С. БУНТМАН Ну, а там-то есть малолетние дети, что, должны платить?
А. КАМЕНСКИЙ Вот. Вот тут и возникает проблема. Дело-то в том, что, во-первых, с дворянством, даже с дворянством все было не так просто. Потому что, опять же мы говорили, что и слова-то такого еще не было, употребляли слово шляхетство. И довольно трудно было определить, а кто на самом деле является дворянином, а кто нет. Ну, понятно, что знатный человек, там, какой-нибудь граф Борис Петрович Шереметьев, с ним все понятно. А вот какой-то мелкий служилый человек, чьи отец, дед, и так далее, всегда служили по какому-нибудь провинциальному городу, в детишках боярских, с ним совершенно не понятно. Значит, у него документов, как правило, на руках никаких нет, чтобы доказать свое дворянское происхождение. Да и что, собственно, служит доказательством этого дворянского происхождения? Ведь в России дипломов на дворянство никогда никому не выдавали. Значит, вот это вот была первая проблема с дворянством. С духовенством тоже все было не так просто. Ну, понятно, что, скажем, священник приходской, который служит в церкви, он не платит. Это ясно. Дьякон, который в церкви служит, тоже не платит, это духовенство все. А вот детишки-то их? Как же их детишки-то? Ну, понятно опять же, что, наверное, один сын этого батюшки, а может быть, даже два его сына тоже пойдут по стопам отца, и тоже примут сан духовный. А если у него пятеро детей? Предположим, пятеро сыновей?
С. БУНТМАН Ну, понять тогда к какому они принадлежат, если не сословию, то кем они становятся.
А. КАМЕНСКИЙ Кем они становятся. Вот это вот тяжелейшая проблема, которую нужно было решить. Дальше, даже речь зашла о крестьянстве, но вроде бы уж крестьяне определенно должны платить подать, подушную подать, ну тут уж никакого сомнения вроде бы нету, но дело-то ведь оказывается, что не только еще крестьяне, есть еще так называемые дворовые люди, которые обслуживают барина: конюх, например, он же землю не возделывает. Значит, как бы ничего не производит, откуда ему деньги-то взять на то, чтоб налог платить? И барин ему ведь жалования не платит. Он же ему служит, барину, за что? За прокорм, за постель, фактически. Ну, и все. Вот такого рода проблемы пришлось решать. Ну, поначалу начали с того, что начали население переписывать, собирая с местного начальства, ну, в городах, понятно, в селах это сельские старосты, собирать с них так называемые сказки, то есть, о числе душ мужского пола. При этом государство сразу решило, что с дворовыми людьми вобщем, ясно. Их нужно приравнять к крепостным крестьянам по своему статусу, и ответственность за уплату ими подушной подати несет помещик, их владелец. Эту проблему решили. С дворянами было сложнее. И в результате, в ходе податной реформы появилась целая новая социальная категория, так называемые однодворцы. Это были люди, жившие в основном на юге страны, которые были положены в подушный оклад, то есть, были по сути дела приравнены к податному населению, но при этом парадоксальным образом нередко были землевладельцами, ну, конечно, не крупными помещиками, но землевладельцами, и иногда даже владели крепостными душами. Опять же, не в большом количестве, но мог иметь там и 5, и 10 крепостных душ. Вот это вот была такая социальная категория однодворцев. Крестьян не помещиковых и не монастырских всех объединили в единую социальную категорию, стали называть государственными крестьянами. И, собственно говоря, и однодворцев тоже стали считать одной из категорий государственных крестьян. То есть, иначе говоря, вот уже из того, что сказано, становится ясно, что податная реформа, направленная на решение исключительно финансовых вопросов, оказала колоссальное воздействие на социальную структуру русского общества.
С. БУНТМАН То есть, она фактически сформировало некоторую новую структуру, нет?
А. КАМЕНСКИЙ Да, совершенно верно, она фактически сформировала ее заново. Социальная структура русского общества, я бы сказал, стала более четкой, более стройной, исчезли некоторые маргинальные группы русского общества. И в определенной степени и этим тоже, наряду с теми законодательными актами, о которых мы говорили в прошлый раз, была заложена основа формирования именно сословий, полноценных сословий русского общества.
С. БУНТМАН Я хотел бы один из вопросов задать прямо сейчас, потому что вопрос очень любопытный: какой был профессиональный, социальный, конфессиональный, национальный состав населения, ну, или Москвы, или еще какого-нибудь среднестатистического русского города в начале 18-го века? Вот, грубо говоря, если бы мы вышли на улицу, кого бы мы там увидели? Вот, очень интересный вопрос.
А. КАМЕНСКИЙ Ну, Москва это, безусловно, не среднестатистический город.
С. БУНТМАН Безусловно.
А. КАМЕНСКИЙ Это совершенно особое. Москва и Петербург, это, конечно, совершенно особый мир. А если брать действительно среднестатистический русский город, то основным населением было на тот момент так называемое посадское население, которое как раз в ходе податной реформы стало называться купечеством. Все, не зависимо от того, торговали они чем-нибудь, не торговали, но все стали называться купцами. В основном это были люди, некоторые из которых действительно занимались торговлей. Кто-то, так сказать, крупной торговлей, кто-то мелочной так называемой торговлей. Затем, это были люди, которые иногда занимались каким-то ремесленным трудом. Это были люди, которые просто жили за счет, так сказать, своих огородов и небольших земельных наделов, которые, как правило, прилегали к каждому городу. Как правило, городской житель имел какое-то количество скота, и у каждого города была отведена земля для выгона скота. Так что, в принципе, на самом деле, я бы сказал так, что город 18-го века не только в петровское время, но на протяжении всего 18-го столетия, это вобщем, не был, конечно, город в нашем с вами понимании этого слова. И вообще, надо сказать, что ученые спорят. Есть такая точка зрения, я бы сказал, такая радикальная точка зрения о том, что, дескать, в России никогда не было настоящих городов, и чуть ли до сих пор их нету, что было то, что называлось слободами. Потому что жители этих городских образований, скажем так, они, в сущности, вели такой полугородской, полусельский образ жизни. Вот это вот основное население города. В Москве, в Петербурге, конечно, мы встречаем и чиновников, мы встречаем и военных в качестве жителей. В более позднее время, там, скажем, во второй половине 18-го века, мы встречаем дворян, не служащих, но которые приезжают, и живут в городе, скажем, зимой. Ну, и так далее, то есть, самые разные категории населения. Что касается национального и конфессионального состава, то, конечно же, подавляющая вообще часть населения российской империи это были православные. Тут никакого сомнения нет. Другое дело, что петровское время это время активной борьбы со старообрядчеством, когда старообрядчество в определенных регионах страны тоже составляло значительную часть населения. Но, так или иначе, это православное население, безусловно. Представители других конфессий, это в основном были иностранцы, то есть, это были протестанты по большей части. Меньше католиков, а в Поволжье мы, конечно, встречаем в это время и мусульман. Но подавляющая часть населения, конечно, были православными.
С. БУНТМАН — Это вот был ответ на вопрос Александра. И мы возвращаемся к реформам Петра, и к строительству государства. Но и к событиям этого времени, уже последнего периода в жизни и царствовании Петра Великого.
А. КАМЕНСКИЙ Да. Так вот, чтобы закончить нам с податной реформой, которая таким образом вот, в силу своего влияния на социальную структуру оказалась по сути дела одной из важнейших вообще в системе петровских реформ, потому что, собственно, социальная структура это основа государства. Она в значительной степени определяет его политический строй. Когда мы с вами будем говорить об итогах петровских реформ, мы увидим какую роль это сыграло. Эта реформа растянулась на несколько лет, потому что, когда провели перепись населения, условно говоря, когда собрали эти сказки, государство вполне резонно усомнилось в том, что получило достоверные данные, потому что совершенно очевидно, что все те, от которых это зависело, старались как можно меньше этих самых налогоплательщиков показать. И связано это было еще с тем, о чем необходимо сказать, что ответственность за уплату подушной подати несла община. Скажем, на селе это был крестьянский мир. То есть, соответственно, чем меньше покажут душ мужского пола, тем меньше надо платить. Поэтому было решено эти данные перепроверить, то есть, устроить ревизию. И вот эта ревизия была осуществлена. Она завершилась только уже в начале 20-х годов, к 23-му году. И только в 1724-м году впервые был поставлен опыт, опыт сбора подушной подати. Опыт, надо сказать, был не удачный, потому что собрать того количества денег, какого ожидали, конечно же, не смогли.
С. БУНТМАН А кто ревизовал-то?
А. КАМЕНСКИЙ Ну, в основном, вообще все эти функции были возложены на офицеров армейских. Главным орудием была армия. Вот эти вот два кирпичика главных. Между тем, наступил 1721-й год. И война наконец-таки, все-таки, закончилась. В 1721-м году был подписан Нейштадтский мир.
С. БУНТМАН Давайте мы сейчас познакомимся с его условиями кратко, что нам любезно помог сделать Николай Александров.
Н. АЛЕКСАНДРОВ «Всемилостивейший государь, при сем к вашему царскому величеству всеподданнейше посылаем подлинный трактат мирный, который сего часу с шведскими министрами заключили, подписали и разменялись», — писали Петру Первому Яков Брюс и Андрей Остерман августа 30-го дня в четвертом часу пополуночи 1721-го года. Договор включал такие статьи: «вечный, истинный и не разрывный мир между царским величеством и его преемниками и его королевским величеством шведским и его преемниками». С обеих сторон общая амнистия. Из нее исключаются русские казаки-изменники, которые последовали за шведским войском. «Все неприятельские действия в 14 дней по подписании договора, а если можно, и прежде, прекращаются. Со шведской стороны уступается царскому величеству Лифляндия, Эстляндия, Ингирия и часть Карелии. Царское величество возвращает Швеции великое княжество Финляндское. Королевское величество имеет право в вечные времена свободно закупать хлеб в Риге, Ревеле и Аренсбурге. Его царское величество наикрепчайше обещает, что он в домашние дела королевства Шведского, яко в форму правительства, и в наследство от чинов государства единогласно соизволенные и присягой укрепленные мешаться не будет. Жители уступленных России провинций пользуются правами, какие они имели под шведскими владыками. Жителям этих провинций не будет никакого принуждения в совести. Евангелическая вера, церкви и школа будут содержаны как прежде были под шведским владением. Однако греческая вера впредь свободно и без помешания в оных такжде отправлена быть может».
А. КАМЕНСКИЙ Россия приобрела выход к Балтийскому морю, Россия приобрела прибалтийские провинции, и Россия уже в полной мере осознала себя империей, о чем и было оповещено всему миру. При праздновании Нейштадтского мира Сенат торжественно провозгласил Российское государство империей, соответственно, Петра императором.
С. БУНТМАН Который здесь еще именуется царским величеством.
А. КАМЕНСКИЙ Царское величество, да. Императором, и Сенат же преподнес Петру почетное наименование по примеру римских императоров отец отечества. И вот эта формула отец отечества она, конечно, была чрезвычайно показательна, потому что в ней вобщем-то, было воплощено и отношение самого Петра к государству, к подданным. Он именно ощущал отцом подданных. Отцом, который учит, который воспитывает, наставляет, так сказать, на путь истинный, учит уму-разуму, и так далее. И вот этому, собственно говоря, была посвящена, я бы сказал, вся жизнь Петра.
С. БУНТМАН В чем разница между Петром полтавским, о котором мы говорили, что «отечество Петру врученное» Россия и «отец отечества» 21-го года?
А. КАМЕНСКИЙ А это время уже, как бы я бы сказал, такой зрелости, уже окончательной зрелости. Это время, когда появляется на свет «Правда воли монаршей», в которой говорится, что государь никому ответа не дает, кроме господа бога. Это уже еще одна ступень.
С. БУНТМАН Ваши вопросы в конце передачи найдут свои ответы. Те, которые будут соприкасаться тесно с каким-то моментом рассказа. Ну, вот как было с Александром, что представлял собой город и его население при Петре Великом. Вот этот вопрос надо было, конечно, сразу ответить, потому что бы забыли. И тут забавный вопрос есть, в свете того, что рассказывали о реформе налоговой, так скажем, в чем смысл аферы Чичикова был? Спрашивает Валентин. Очень забавный вопрос.
А. КАМЕНСКИЙ Ну, мы подошли, собственно говоря, наверное, к тому моменту, когда нужно сказать, и говорить уже не о реформах, не о государственной политике, а собственно говоря, о жизни самого Петра, о личной его жизни в последние годы. Это были годы, я бы сказал, тяжелые для Петра в личном отношении, потому что все-таки вот, я думаю, что когда Петр был молод, когда его окружали по веселиям, по совместным развлечениям, совместным пьянкам и так далее, жизнь легче казалось. А вот сейчас ведь Петр уже, так сказать, зрелый человек, уже не молодой человек.
С. БУНТМАН Это сколько у нас получается ему лет-то?
А. КАМЕНСКИЙ Ну, значит, ему уже за 50.
С. БУНТМАН За 50.
А. КАМЕНСКИЙ И это уже возраст, когда человек нуждается в близких людях, которые бы его понимали. Вот таким близким человеком, конечно, для Петра была, прежде всего, его жена. После возвращения из Прутского похода Петр в 12-м году сыграл свадьбу с Екатериной, и Екатерина действительно оказалась, вот такая женщина, не образованная, не имевшая никакого опыта жизни в верхах, но при этом она по-женски оказалась, видимо, очень мудрой. Она умела ладить с Петром, она умела гасить его вспышки гнева, она умела, скажем, его успокоить, когда у него начинались сильные мигрени. Он страдал, мы знаем, эпилептическими припадками, и так далее. И, судя по всему, Петр, конечно, очень любил Екатерину, и Екатерина родила Петру несколько детей, прежде всего, конечно, двух дочерей, Елизавету и Анну, которых Петр обожал. И интересно ведь еще и то, что обе эти девушки были очень хороши собой, по воспоминаниям современников, то есть, они были как бы символом таким.
С. БУНТМАН Китайцы говорили, глаза большие слишком только.
А. КАМЕНСКИЙ Да, у Елизаветы Петровны, китайский посол потом говорил, что слишком глаза большие.
С. БУНТМАН Все хорошо, только вот
А. КАМЕНСКИЙ А у нее действительно были очень большие, красивые, голубые глаза. И вот, с одной стороны, вроде бы все вот так вот замечательно и хорошо, с другой стороны, уже с конца 10-х годов Петра начинает грызть мысль о том, что же будет после него. У него не складываются взаимоотношения со старшим сыном, с сыном от первого брака, с царевичем Алексеем. Я бы сказал, что виноваты оба были, наверное, потому, что, в конце концов, Алексей был не виноват в том, что он родился таким, как он родился. Что он не был вот таким активным, как отец, что он не стремился к государственной деятельности как отец, и так далее. Петру ужасно хотелось, чтоб он был таким слепком с него самого, и он требовал от него этого. А Алексей этого не мог, это была другая натура.
С. БУНТМАН Вот давайте мы здесь остановимся, потому что я сразу должен сказать, что мы это выделили в особое производство, дело царевича Алексея, как мы и обещали. И в ближайший вторник, в 20.30 мы им займемся, и причем вы будете решать не столько судьбу царевича Алексея, а сколько, прав ли был Петр, что он так сурово поступил с Алексеем. И будут аргументы и за, и против. И Александр Каменский будет, конечно, нашим экспертом в этом отношении. И подробно, давайте, набирайте сейчас тоже фактов у себя, все активные слушатели программы «Не так», и в 20.30 во вторник мы с вами встречаемся. А сейчас только так, коротко по верхам.
А. КАМЕНСКИЙ А сейчас только коротко, по верхам просто, видимо, надо сказать о том, что в 1718-м году Алексея Петровича не стало, и таким образом, Петр решил эту проблему. И ситуация была весьма благополучной, потому что в этот момент у Петра был маленький сын, которого родила Екатерина, маленький Петр, которого царь очень полюбил, видимо. В переписке между Петром и Екатериной они нежно его называют «шишечка», «наша шишечка». Но в 1719-м году ребенок умер. Не осталось ни одного прямого наследника по мужской линии. И, конечно, Петр переживал эту ситуацию, и понимал, чем она чревата. В 1722-м году Петр издает указ «О порядке престолонаследия». По поводу этого указа существуют самые разнообразные мнения в литературе. И, надо сказать, что еще с дореволюционного времени многие историки именно с этим указом связывали нестабильность политической ситуации, которая складывается в России после смерти Петра. То, что именуют эпохой дворцовых переворотов. Однако, надо признать, что вот этот указ 22-го года вообще был, по сути дела, первым во всей русской истории, первым законодательным актом, который хоть как-то регулировал эту проблему, проблему престолонаследия. Ничего другого до этого не было. Указ прост по своему содержанию. Царь сам вправе назначить себе преемника. Эта процедура замещения престола не должна совершаться автоматически.
С. БУНТМАН И помимо воли царя не могут
А. КАМЕНСКИЙ И помимо воли царя.
С. БУНТМАН Защита от переворотов такая, да?
А. КАМЕНСКИЙ Царь, более того, он, согласно этому указу, должен объявить о своем наследнике еще при своей жизни. И это вот, надо сказать, был чрезвычайно важный момент, который сыграл свою роль в последующих событиях. Кому собирался Петр отдать престол? На этот счет опять же у историков есть разные точки зрения. Первоначально, как полагает большинство, Петр хотел завещать престол старшей дочери, цесаревне Анне Петровне. Но затем возник план выдать Анну Петровну замуж за герцога Голштинского Карла-Фридриха. И они были помолвлены, свадьба состоялась уже после смерти Петра, но брачный контракт был подготовлен еще при его жизни. И здесь тоже есть одна особенность, о которой тоже нужно сказать. Дело в том, что в литературе нередко можно встретить утверждения о том, что, дескать, вот в последствии, когда родившийся от брака Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха сын был приглашен на русский престол и воцарился под именем Петра III, то это было не законно, потому что якобы в этом брачном контракте говорится о том, что Анна Петровна и ее муж за себя и за свое потомство отрекаются от прав на российский престол. На самом деле, это не совсем точно, потому что к этому брачному контракту имелись секретные пункты, вот, практика секретных протоколов
С. БУНТМАН Да, да.
А. КАМЕНСКИЙ Памятных нам, да, по пакту Молотова-Риббентроппа, особенно. Она уже существовала. И в этих секретных добавлениях к брачному контракту добавлялось, что император российский, если он того пожелает, то он потомство, родившееся от этого брака имеет право призвать в Россию для того, чтобы царствовать.
С. БУНТМАН Важный пункт, но нужен ли он был, если вообще в порядке престолонаследования было сказано, что он сам себе выбирает. Разве он был ограничен брачным контрактом какой-то дочери?
А. КАМЕНСКИЙ Он не был ограничен. Но если бы этого пункта не было, то, давайте представим себе, что Петр бы не умер тогда, когда он умер, прожил бы еще, родился бы вот этот ребенок, который родился уже после смерти Петра, и Петр бы действительно в какой-то момент решил призвать. То тогда в противоречие пришли бы два акта, два акта, имеющих юридическую силу: с одной стороны брачный контракт, в котором Анна и Карл отказались от каких-либо прав за себя и за свое потомство, а с другой стороны, указ 22-го года. Они бы пришли в противоречие.
С. БУНТМАН А что выше?
А. КАМЕНСКИЙ А что выше? Выше, смотря где? Потому что мы ведь имеем дело не просто Герцогство Шлезвиг-Голштейнское это не территория российской империи, там действуют другие законы. Причем, пикантность ситуации заключалась в том, что впоследствии вот этот ребенок, родившийся, претендовал еще на одну корону.
С. БУНТМАН И на шведскую, да?
А. КАМЕНСКИЙ Он претендовал еще и на шведскую корону. Потому что его отец, герцог Карл-Фридрих, он был братом шведской королевы, и он претендовал на Карл XII, так сказать, главный враг Петра Великого, приходился ему двоюродным дедушкой, этому ребенку. То есть, с одной стороны, он был внуком Петра Великого, с другой стороны, внучатым племянником Карла XII. Так что, коллизия была бы довольно сложной, безусловно. Поэтому мы можем только сказать, что Петр был довольно предусмотрителен, когда он включил этот пункт. И включение этого пункта также указывает нам на то, что Петр действительно размышлял над этой проблемой, она действительно его мучила. Но после того, как вот это решение о браке Анны Петровны с Карлом-Фридрихом было принято, тогда, мне думается, все-таки, Петр принял другое решение. Он решил, по-видимому, оставить престол жене. И именно поэтому в 1724-м году Петр торжественно венчает Екатерину императорской короной. Впервые в русской истории происходит венчание не государя, а государыни. Венчание жены царя. Это был очень важный, конечно, акт. Наверное, все-таки, Петр не случайно это сделал, причем известно, что он лично возложил во время церемонии императорскую корону на голову жены. Ну, и вроде бы тут все в порядке, тут и успокоиться можно. Ан, нет, ан, нет. Вскоре после этого эпизода с коронацией Петр узнает, что жена ему не верна. И вот здесь, конечно, я бы сказал, что это удар по Петру. Все рушится. Жена не верна, у нее роман с камергером Монсом. И опять же, вот гримаса истории, этот Вильям Монс, это родной брат той самой Анны Монс, с которой у самого Петра был роман в его юности.
С. БУНТМАН Откликнулось, да, что-то?
А. КАМЕНСКИЙ Да. Вильям Монс казнен, понятно, что доверия жене нет уже. И надо бы что-то срочно решать с престолом. Но времени уже нет.
С. БУНТМАН А внук есть? Есть внук, и есть младшая дочь.
А. КАМЕНСКИЙ Да, есть внук от Алексея, есть внук, но это же сын Алексея, это вот такое, что ли враждебное семя.
С. БУНТМАН Но он же маленький еще.
А. КАМЕНСКИЙ Маленький еще, вот и непонятно, что из него выйдет, в кого он пойдет, в деда или в отца. Да, есть еще одна дочь, но, так или иначе, наверное, он об этом думал, наверное, он как-то решил бы эту проблему, но у него не остается времени. В январе 25-го года Петр заболевает и 28-го января 25-го года его не стало.
С. БУНТМАН От чего умер Петр? Очень многие слушатели задают, и Оксана, и в прошлой передаче, я просто тогда не счел нужным давать ответ на этот вопрос, потому что рановато было. Очень много спекуляций на этот счет.
А. КАМЕНСКИЙ На этот счет существует очень много спекуляций, но, конечно, сегодня, сейчас, мы со 100% уверенностью сказать, от чего умер Петр, мы не можем. Потому что вы прекрасно понимаете, что те диагнозы, которые ставили лекари начала 18-го века, их не всегда бывает достаточно легко перевести на язык современной медицины. Но тем не менее, врачи, эксперты, пришли к заключению, что, скорее всего, Петр страдал болезнью мочеиспускательной системы, то есть, у него была аденома предстательной железы, в переводе на современный язык. Причем это была застарелая болезнь. Это не значит, что у Петра была только эта болезнь, но умер он, по всей видимости, от этой болезни. Это была болезнь застарелая, он часто страдал от приступов, у него часто бывали сильные боли. И, по всей видимости, когда он слег в январе 25-го года, то он сам думал, что это очередной приступ, и он полежит и встанет. Он видимо, не понимал, потому что вот эти вот опять же разговоры и спекуляции о том, почему же Петр умер так и не оставив завещания, так и не распорядившись относительно судьбы русского престола. Надо думать, что он не понимал сам, что действительно пришел его последний час. И все знают, что существует такая легенда, о том, что якобы Петр попросил принести ему бумагу и, немеющей рукой
С. БУНТМАН Отдать все
А. КАМЕНСКИЙ Да, он написал «отдайте все» и вот в эту секунду умер. Это легенда, ничего подобного не было. Это записано в мемуарах иностранца, который плохо понимал по-русски. Один из наших ведущих современных историков петровского времени, Евгений Анисимов, предположил, что, может быть, Басевич, автор этих мемуаров, слышал, что люди, которые стояли вокруг Петра, они его спрашивали, приставали, а он на них махал рукой, и говорил что-то вроде того, что уйдите все, уйдите. И вот Басевич это так вот услышал, и так вот интерпретировал. Но это тоже, как вы понимаете, предположение. Так или иначе, Петр умер, не оставив никакого завещательного распоряжения. И здесь вот, в оставшееся время я очень кратко я попытаюсь сказать самое главное, относительно того, какие же были самые главные итоги петровского царствования. Сразу скажу, они крайне противоречивы. Невозможно дать никакую однозначную оценку петровским реформам, сказать, что это хорошо или плохо. Это крайне противоречивое, очень сложное явление. С одной стороны, Россия преодолела глубокий кризис, который она переживала в 17-м веке, она стала одной из ведущих мировых держав. Несомненно, была осуществлена модернизация страны, и было преодолено техническое, технологическое отставание России от ведущих европейских держав. России, безусловно, не грозила потеря национальной независимости, вот угрозы такого рода. Результатом петровских реформ, безусловно, стала новая национальная культура, в том смысле, который мы в это вкладываем, та русская культура, которая в 19-м веке обретет общемировое значение, без которой сегодня вообще невозможно представить мировую культуру. Но для страны и для народа последствия петровских реформ были крайне противоречивы. Во-первых, ими были заложены, как я бы сказал, две противоречивые тенденции, которые будут бороться между собой на протяжении всего 18-го столетия. С одной стороны, создав эту социальную структуру, Петр заложил основу формирования полноценных сословий. А сословный строй, по своей сути, как показала история Западной Европы, это как бы зародышевая клетка гражданского общества. И это одна тенденция. Другая тенденция связана с тем, что то государство, что создал Петр, это было, по сути дела, военно-полицейское государство. И Петр не случайно использовал именно армию в осуществлении податной реформы. Армия для него была главным орудием вообще всей политики. Вот эти два начала, военно-полицейское и сословное, они как бы все время будут бороться между собой. И трудно сказать, какое из них окажется сильнее. На разных этапах истории страны, разные, то одна, то другая из этих тенденций оказывается на поверхности. И еще одно следствие, о котором просто невозможно не сказать сегодня, конечно, это духовный раскол русского общества. Раскол на его просвещенную, на его образованную часть, и на основную массу народа. Вот эти две части русского народа, они с момента петровских реформ начинают жить как бы в разном времени, образованная часть уже живет в новом времени, необразованная масса народа продолжает жить в средневековье. Они живут в разных временных измерениях. Духовная пропасть между ними все время расширяется, и это, безусловно, имело колоссальные последствия и для русской истории и 19-го, и 20-го столетия. И в этом духовном расколе надо, на мой взгляд, искать истоки возникновения особого совершенно социо-культурного феномена, каковым являлась российская интеллигенция.
С. БУНТМАН Мы завершили историю Петра. У нас грядет следующее царствование, у нас грядут следующие фигуры. И другие эпохи. Я думаю, что несколько вопросов можно задать, которые наши слушатели задают. «Много сказано о Петре, но, к сожалению, ни слова о персидском походе не сказано».
А. КАМЕНСКИЙ Мы говорили о персидском походе в прошлый раз.
С. БУНТМАН Да, говорили.
А. КАМЕНСКИЙ Сергей, извините, может быть, мы ответим на вопрос о Чичикове.
С. БУНТМАН Конечно, он среди этих вопросов. «В чем состояла», — спрашивает наша слушательница, — «афера Чичикова в свете реформ Петра?»
А. КАМЕНСКИЙ Вот когда была осуществлена ревизия душ, то были составлены, соответственно, списки налогоплательщиков, сказки так называемые, ревизские сказки. Позднее, начиная с 40-х годов, подобного рода ревизии стали проводиться каждые 15 лет. Соответственно, на протяжении времени между этими ревизиями сбор подушной подати осуществлялся на основании вот этих подушных списков. Значит, Чичиков покупал мертвые души, покупал за бесценок, как правило, за гроши, или вообще приобретал их бесплатно, становился помещиком, платил за них эту подушную подать, и создавалась видимость о нем, как о человеке весьма состоятельном.
С. БУНТМАН То есть, это уже не просто «Зачем ему платить лишние деньги было?» — вот, спрашивает слушательница. Но это уже шаг к другому статусу был.
А. КАМЕНСКИЙ — К другому социальному статусу, безусловно.
С. БУНТМАН «Правда ли, что Румянцев был внебрачным сыном от любовницы Матвеевой?» — Вера Петровна. Это в целой цепочке вопросов об 11-ти детях Петра, и прочем.
А. КАМЕНСКИЙ Вы знаете, существует же масса легенд. И в русской истории 18-го столетия трудно найти такой более-менее значительный персонаж, про который бы не было бы легенд, что он чей-нибудь сын, дочь, и так далее. Что Екатерина Вторая была дочь Трубецкого на самом деле, что Ломоносов был сыном Петра Первого, и так далее, и так далее. Вот все это, и в том числе, про Румянцева тоже, это все легенды. Понимаете, это все легенды, которые в какой-то степени восходят и к слухам того времени, конечно. Но которые абсолютно не проверяемы. Потому что, как вы понимаете, никаких документальных свидетельств подобного рода быть в принципе не может.
С. БУНТМАН Мой сын в экспедиции на Дону слышал своими ушами живучую абсолютно легенду, совершенно фантастическую в станице Константиновской, о том, что это в честь Константина, сына Петра Первого и Екатерины Второй. Это гениальная история.
А. КАМЕНСКИЙ Вы знаете, я получил однажды письмо от человека, который писал, что он является потомком Потемкина. Вот прямой потомок Потемкина. У него все доказательства якобы были на руках. Хотя известно, что у Потемкина была дочь, причем, считается, что дочь от Екатерины, но точно это неизвестно, но сыновей точно не было.
С. БУНТМАН Еще один вопрос, вот такой, принципиальный вопрос: «Какие отношения у Петра были с восточными государствами?» Были ли у России какие-то отношения с восточными государствами? И с дальневосточными, в частности?
А. КАМЕНСКИЙ Россия активно торговала со странами Востока, торговала не только в петровское время, но и в допетровское время, и в 16-м, и в 17-м веке была очень активная торговля. Основным центром восточной торговли в России была Астрахань, через нее торговали с Персией, через нее торговали с Индией. Была достаточно активная в Сибири торговля с Китаем, и китайские товары поступали. Но, если говорить о взаимоотношениях, то взаимоотношения строились главным образом все-таки с самым важным государством того времени восточным, это с Турцией. Остальные государства не играли такой важной роли в отношениях того периода.
С. БУНТМАН Ну, что же, я думаю, на этом мы завершим историю Петра, и о потомстве Алексея Петровича, Андрее, мы поговорим и в следующем царствовании, и через царствование, когда просто сын Алексея Петровича станет царем. Одно маленькое замечание от Тамары из Омска: «впервые в истории русского государства была венчана на царство не Екатерина, а Марина Мнишек», — она вспоминает. Что вместе с самозванцем она была венчана.
А. КАМЕНСКИЙ Но не отдельно, не самостоятельно.
С. БУНТМАН Не самостоятельно. Ну, хорошо. Во всяком случае, там вообще смутное время, давайте не забудем, там много чего было, и много чего не состоялось все-таки.