Херсон на дореволюционных фотографиях. Часть 4
В начале ХIХ в. город стал крупным центром гражданского судостроения. Херсон продолжал развиваться. Отсюда за границу отправляли строевой лес, шерсть, сало, пшеницу, медь, рыбу; ввозили тонкие сукна, шелка, пряности. В 1831 г. купеческие верфи стали единой государственной верфью, где за период с 1833 по 1843 было сооружено 187 судов. Порт располагал большим парусным и паровым флотом…
В 1813 г. в городе открылось начальное училище, которое до 60-х гг. ХІХ в. было единственным учебным заведением подобного рода. В 1815 г. открылась губернская мужская гимназия. В 1834 г. открылось училище торгового мореплавания, которое готовило штурманов, шкиперов и судостроителей коммерческих судов, а в 1874 г. — земское сельскохозяйственное училище, формируются городские районы Мельницы и Сухарное. Херсон развивается как капиталистический город с заводами и фабриками. Город имеет потребность в театрах, музеях, библиотеках, издательствах. До конца XIX века все это появляется в Херсоне. Город посещают знаменитые артисты, писатели, художники.
В начале ХХ в. в Херсоне насчитывалось 166 улиц и переулков, 10 площадей; 10913 жилых и торговых построек, 91% которых были одноэтажными, 8% — двухэтажными и 1%-3-4-этажными.