Гвардейский экипаж
Гвардейский экипаж — военно-морское формирование в составе российской императорской гвардии. Прообразом Гвардейского экипажа была созданная Петром I еще в 1710 г. «Придворная гребецкая команда», занимавшаяся обслуживанием плав. средств императорского двора. С середины ХVIII в. существовали команда придворных гребцов дворцового ведомства и экипажи придворных яхт, которые в 1797 г. были объединены и переданы в ведение Адмиралтейств-коллегии. Из этих частей 16 февраля 1810 г. сформирован «Морской гвардейский экипаж» из четырех (впоследствии восьми) рот, артиллерийского отделения с двумя полевыми орудиями, нестроевой ластовой роты и музыкантского хора (оркестра). Экипажу была присвоена особая форма одежды, несколько отличная от общефлотской, с элементами обмундирования гвардейской пехоты, и по штату положены боевые средства и имущество сухопутного образца с включением шанцевого инструмента и обоза. Личный состав нес службу на императорских яхтах и плав. средствах загородных дворцов, привлекался наравне со всей гвардией к караулам, смотрам, парадам, торжествам.
Боевое крещение экипаж получил в Отечественной войне 1812 г. 2 марта моряки под командованием капитана 2-го ранга И. Карцева в составе 1-й дивизии Гвардейского корпуса выступили в поход из Санкт-Петербурга в Вильно. Вместе с войсками 1-й Западной армии генерала М.Б. Барклая-де-Толли моряки-гвардейцы отходили в глубь страны под натиском превосходящих сил Наполеона. Экипаж следовал в арьергарде, использовался главным образом вместе с инженерными подразделениями при наведении переправ, постройке мостов и укреплений, разбивке лагерей; зачастую морякам приходилось уничтожать постройки и имущество, чтобы они не достались врагу. За мастерские действия при наводке мостов в районе Дриссы в присутствии Александра I морякам были пожалованы от императора денежные премии. Первый бой экипаж провел 4 августа при обороне Смоленска, отразив атаки французской кавалерии на Королевский бастион и мост через Днепр. При вынужденном оставлении города моряки и понтонеры уничтожили этот мост.
Прославились гвардейцы в сражении 9 мая 1813 г. под Бауценом в Саксонии, где вместе с двумя батальонами гренадер действовали в первой линии и удержали позицию под перекрестным огнем вражеской артиллерии. Блистательным подвигом экипажа стало участие в кровопролитном сражении под Кульмом в Богемии 16-18 августа 1813 г. Под начальством генерала А.П. Ермолова моряки успешно отражали атаки французского корпуса Вандама, пытавшегося отрезать путь русской армии из гор на дорогу в Теплиц. За мужество экипаж заслужил высшую боевую награду — Георгиевское знамя. В кровопролитных боях Заграничного похода экипаж понес тяжелые потери: из четырнадцати офицеров трое были убиты и шестеро ранены, сто унтер-офицеров и матросов выбыло из строя убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Вместе с российской гвардией экипаж вступил 19 марта 1814 г. в столицу поверженной наполеоновской империи Париж. Вернувшись из Гавра в Кронштадт на фрегате «Архипелаг», моряки в составе гвардии 30 июля торжественно вошли в Санкт-Петербург через установленные у Нарвской заставы триумфальные ворота. Через год в составе экипажа появился первый боевой корабль — 24-пушечная яхта «Россия». 5 июня 1819 г. в память о сражении при Кульме кораблям Гвардейского экипажа (фрегат «Меркуриус» и 5 придворных яхт) присвоены стеньговые флаги и вымпелы с изображением Святого Георгия.
Наряду с несением службы в столице и загородных резиденциях моряки участвовали в дальних походах российских кораблей. Почти на каждом паруснике, отправлявшемся в кругосветное плавание, находился офицер-гвардеец. Совершали заграничные плавания и отдельные корабли, комплектовавшиеся гвардейцами. Во Францию, Англию и Пруссию в 1819 г. ходили фрегат «Гектор» и бриг «Олимп». В 1823 г. фрегат «Проворный» подходил к Фарерским островам и Исландии, обошел Великобританию и вернулся через Английский канал и Северное море на Балтику; через год он ходил в Гибралтар, Брест и Плимут. Линейный корабль «Эмгейтен» плавал в район Ростока.
В 1857 г. сформирована первая машинная команда Гвардейского экипажа.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. моряки под командованием великого князя Алексея Александровича сражались на Балканах. Гвардейцы участвовали в минировании на Дунае, наводке переправ. Ими были укомплектованы паровые катера с шестовыми минами. Катер «Цесаревич» (командир лейтенант Ф.В. Дубасов) взорвал турецкий монитор, а катер «Шутка» (командир лейтенант Н.И. Скрыдлов) успешно атаковал пароход. За героизм и доблесть в этой войне экипаж награжден серебряными Георгиевскими рожками, а нижним чинам присвоено ношение георгиевских ленточек на бескозырках. В конце XIX в. гвардейские фрегаты «Светлана», «Герцог Эдинбургский», клипер «Стрелок», корвет «Рында» совершили дальние плавания.
Прославились гвардейцы и в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Геройски сражался в Цусимском бою эскадренный броненосец «Император Александр III» (командир капитан 1-го ранга Н.М. Бухвостов). С погибшего, но не спустившего флага корабля не спасся ни один моряк. В Петербурге, в сквере у Никольского морского собора, установлен памятный обелиск в честь моряков броненосца. Гвардейцами была укомплектована во Владивостоке и одна из первых русских подводных лодок «Фельдмаршал граф Шереметьев».
В мирное время личный состав экипажа нес службу вместе с другими частями Гвардейского корпуса. Летом моряки плавали на кораблях Балтийского флота и императорских яхтах, обслуживали придворные плав. средства. К 1910 г. в составе экипажа имелись 4 строевые и 2 машинные роты, гвардейцами были укомплектованы крейсер «Олег», эсминцы «Войсковой» и «Украйна», императорские яхты «Штандарт», «Полярная звезда», «Александрия», «Царевна», «Марево», посыльные суда «Разведчик» и «Дозорный». В списках экипажа числилось 5 адмиралов, 21 штаб- и 24 обер-офицера флота, 20 инженер-механиков, 8 медиков, 10 офицеров по адмиралтейству, 2 классных чиновника, 38 кондукторов, 2,060 унтер-офицеров и матросов. Причисленными к Гвардейскому экипажу были император Николай II, императрица Мария Федоровна, наследник цесаревич Алексей Николаевич, великие князья Михаил Александрович, Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Александр Михайлович.
Ротные командиры Гвардейского экипажа. 1890-е гг.
Духовой оркестр на верхней палубе императорской яхты «Полярная звезда».1893 г
Император Николай II и флаг-капитан К.Д. Нилов перед строем офицеров на яхте «Полярная звезда».
Император Николай II у кормового салона яхты «Полярная звезда»
![](/ext/i024.radikal.ru/1208/b1/57b67479dfd5.jpg)
Императорская яхта «Полярная звезда» (на борту нижние чины Гвардейского экипажа).
![](/ext/s017.radikal.ru/i417/1208/b9/fa36a15dfc37.jpg)
Императрица Александра Федоровна у кормового салона яхты «Полярная звезда»
![](/ext/s019.radikal.ru/i639/1208/df/18c769b30f52.jpg)
Проба пищи императорской яхты «Полярная звезда».1900-е гг
![](/ext/s016.radikal.ru/i334/1208/14/db1345477e2e.jpg)
Николай II среди фельдфебелей полка. 1900 г.
Наиболее эффективные каналы продвижения свадебного салона.
![](/ext/s57.radikal.ru/i158/1208/8e/dec2004d1455.jpg)
Матросы и унтер-офицеры Гвардейского экипажа (72 человека). Начало 1900-х годов
![](/ext/s017.radikal.ru/i427/1208/c4/34d0d07069ad.jpg)
Относ знамени в Зимний дворец в 1902 году.
![](/ext/s02.radikal.ru/i175/1208/8c/4fc570f9e5fe.jpg)
Группа фельдфебелей, присутствовавших на 200-летнем юбилее г. Шлиссельбурга. Октябрь 1902 г.
![](/ext/s019.radikal.ru/i637/1208/10/deb733787fb6.jpg)
Матрос Гвардейского экипажа с яхты «Штандарт» Деревенько держит на руках 2-х летнего наследника Алексея Николаевича. 1906 год
![](/ext/s45.radikal.ru/i109/1208/57/5a4f5dc8ff14.jpg)
Боцман (главный старшина) Гвардейского экипажа К.И.Рыжов
![](/ext/s017.radikal.ru/i429/1208/ea/dc4760470443.jpg)
Группа роты Гвардейского экипажа у памятника чинам лейб-гвардии Егерского полка и Гвардейского экипажа.
![](/ext/s55.radikal.ru/i147/1208/0c/c154dbb7692e.jpg)
Квартирмейстер (старшина) Гвардейского экипажа
![](/ext/i075.radikal.ru/1208/48/b95767ba4a9a.jpg)
Квартирмейстер Гвардейского экипажа В.Д. Глотов.
![](/ext/s011.radikal.ru/i315/1208/db/36e19e1d2579.jpg)
Матрос Гвардейского экипажа из Курской губернии.
![](/ext/s017.radikal.ru/i404/1208/51/e823d2ad81dd.jpg)
Младший квартирмейстер Гвардейского экипажа.
![](/ext/i065.radikal.ru/1208/47/c9a50832a067.jpg)
Нижние чины Гвардейского экипажа осматривают горельеф памятника в д. Горки, на месте палатки Главнокомандующего,
![](/ext/s011.radikal.ru/i317/1208/13/052b0a2542e0.jpg)
Высочайший смотр новобранцев в 1908 году в Царском Селе. 1908.
![](/ext/s45.radikal.ru/i107/1208/ad/ef52f4887469.jpg)
Высочайший смотр новобранцев в 1908 году в Царском Селе. Объезд Императрицей. 1908.
![](/ext/i021.radikal.ru/1208/b9/b58ff2af2f86.jpg)
Парад в Царском Селе Гвардейского экипажа. 1908.
![](/ext/s53.radikal.ru/i142/1208/ce/15c0cc21aadf.jpg)
Открытие памятника броненосцу «Александр III» в Высочайшем присутствии 15.05.1908 г.
![](/ext/i023.radikal.ru/1208/01/fd76035ce98f.jpg)
Оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт». После 1910 года.
Палатка командира Гвардейского экипажа. 1912.
Парные часовые у палатки на Балтийском заводе — вместе с конвойцами. 1903 г.
Почетный караул при спуске императорской яхты «Александрия». 16 августа 1903 г.
Почетный караул при спуске крейсера «Алмаз». 1900-е год
Выезд Гвардейского экипажа на Бородинские торжества. Горельеф на памятнике в д. Горки. 18-31.08.1912 года.
Рота Гвардейского экипажа на Бородинском поле 25.08.1912 г.
Офицеры Гвардейского экипажа и знаменная группа с новым знаменем от Императора Николая II и историческим древком от знамени Императора Александра I на Бородинском поле. 25.08.1912 г
Рота перед выступлением на парад 26 августа. 1912.
Знаменщики — сверхсрочные боцманматы. 1912.
Знамена и палатка командира Гвардейского экипажа в д. Маслово. 1912.
Второй батальон Гвардейского экипажа перед отправкой на фронт 28.08.1914 г.
Окопы Гвардейского экипажа на сухопутном фронте в период 1 мировой войны (1914-1916 гг.).