ГРАМОТЫ
ГРАМОТЫ (граматы, от греч.: «письмена»). Этот термин приходит в Россию из Греции при первых же сношениях с нею и до XV в. означает всякого рода письменные документы, правительственные и частные. Позднее наряду с термином «грамота» для частных актов появляются термины «запись», «крепость», «память», для правительственных — «память» же, «выпись» и т. д. Первой грамотой на Руси считается упоминаемая в Лаврской летописи под 6504 грамота св. Владимира церкви Пресв. Богородицы на Ясатину. Первая же подлинная дошедшая до нас грамота дана в 1128—32 вел. кн. Киевским Мстиславом Владимировичем Новгородскому Юрьеву монастырю. До сер. XIV в. в ходу были пергаментные грамоты, позже они появляются только в виде исключения. Формат грамот до Петра I самый распространенный — «столбцы» (широкие и узкие, в Литве «листы»). Но выписи и приказное делопроизводство уже с XV в. ведутся и в форме «книг». Писались иногда грамоты и на досках, лубе и бересте. Пометы княжеского титула и имени появляются с XV в. В частных актах древнейших и правительственных всегда присутствуют и печати, которые бывают свинцовые и серебряные, но чаще всего восковые, желтые, красные и черные. Они прикладываются к самому акту (чаще всего), иногда же (гл. обр. в жалованных грамотах) висят на шелковых шнурках (чаще всего на красных). Могла быть на акте и одна печать, и сразу несколько. Хронологические даты от Рождества Христова в ганзейских и литовских актах встречаются с XIII в., в Московской Руси хронологические даты входят в употребление с XIV в., и отсчет ведется от сотворения мира. Счет лет от Рождества Христова вводится лишь с Петра I. Оставляя в стороне грамоты с законодательным значением (судебные грамоты Новгородская и Псковская) и грамотные выписи (напр., «сотные»), а также грамоты частные, все остальные грамоты можно разбить на две большие группы:
I. Грамоты, даваемые правительственной властью
По внутренним делам. Делятся эти грамоты, в свою очередь, на две большие группы:
1. Грамоты жалованные в широком смысле с преобладающим в них мотивом льготы. Формулировок две: 1) «Се яз, великий князь или царь такой-то, пожаловал есми таких-то лиц, что били они нам челом». Затем следует изложение челобития и указы по этому челобитию. Оканчиваются же грамоты словами: «Писана там-то, тогда-то». Затем следуют на лицевой стороне печати и подписи и на обороте подписи и подтверждения. Употребляется эта формулировка, как правило, до 1630-х, позднее встречается лишь в виде исключения (гл. обр. для вотчинных грамот); 2) «От царя и великаго князя такого-то, туда-то, такому-то должностному лицу. Били ми челом такие-то лица о том-то. И яз пожаловал их, велел по челобитию учинить то-то. И как к тебе с наша грамота придет, и ты б по нашему указу учинил то-то. А, прочет сю нашу грамату, отдал бы еси» заинтересованному в соблюдении ее лицу, «а у себя в съезжей избе оставлял список. Писана на Москве тогда-то». На обороте грамоты находится скрепа дьяка, справа — подьячего, иногда отметка о записи грамоты в книгу и взятии с нее пошлин и подтверждения. Печать же находится или на лицевой стороне, или на обороте. В виде общего правила эта формулировка вводится в XVII в., раньше же — встречается как исключение. Называются такие грамоты указными и грамотами с прочетом.
Наиболее древние — жалованные грамоты в узком смысле, преследующие финансовые и судебные цели вместе или в отдельности. Дальнейшее развитие они получают как уставные грамоты местного правительственного управления с преобладанием в них финансовых тенденций и правовых архаизмов. Позднейшая земская грамота, содержащая в себе поровну нормы финансового права и процесса, есть та же уставная грамота, отвечающая потребностям нового выборного земского управления. Судная грамота, содержащая нормальный установившийся процесс, представляет по сути продукт уставных, земских и судебных грамот. Наконец, губные грамоты, содержащие чрезвычайный и впервые организуемый процесс, проистекают из Новгородской рецепции. Новгородско-псковская рецепция отразилась, впрочем, и на уставных наместничьих, и на земских грамотах.
2. Грамоты, даваемые различным органам управления по отдельным вопросам управления и суда (наказные). Формулировка их та же, что и позднейших жалованных грамот. Нет только в них «прочета» и подтверждений, а также элементов льготы. По содержанию же они разделяются на отдельные, отказные, сыскные, межевые и т. д. Особый вид образуют таможенные грамоты, которыми определялась деятельность финансовых (правительственных и выборных) чиновников, субъекты, объекты и ее порядок.
Грамоты процессуальные. Некоторые из них относятся к области наказных грамот (отдельные, отказные, сыскные, межевые, о специальном назначении судей и т. д.), другие — к жалованным охранительным грамотам (правовые грамоты).
1. Грамоты ввозные и послушные. Формулировка их: «От царя и великаго князя такого-то, в такия-то деревни и на такия-то пустоши крестьянам, которые в тех деревнях живут, а на пустошах учнут жить». Далее следует изложение обстоятельств дела, приведшего к выдаче грамоты. В конце же стоит: «И вы б все крестьяне, которые в тех деревнях живут, а на пустошах учнут жить, такое-то лицо слушали, пашню на него пахали и доход ему платили. Писана в Москве тогда-то». Печать. На обороте — скрепа дьяка, справа — подьячего, подпись царского имени и отметка о записи грамоты в книги и о взятии с нее пошлин. Содержательны только послушные грамоты по спорным делам, приближаясь в этом отношении к правовым. Эти грамоты имели хождение в XV—XVIII вв. Послушные грамоты всегда давались на вотчины, ввозные же грамоты — большей частью на поместья, но изредка и на вотчины.
2. Акты подготовительной стадии процесса:
а) челобитные и приставные памяти;
б) поручные. Давались в том, что какое-либо лицо в назначенный срок представлялось к суду. На поруки можно было отдавать и насильно, по распоряжению властей. До Уложения поручителями были соседи и сродники и целью поруки было не только представление к суду, но и обеспечение иска в случае неявки ответчика. В Уложении Алексея Михайловича осталась только первая цель;
в) срочные. Акт, обращенный к лицу ответчика, о времени явки его в суд. Если же, по просьбе одной или обеих сторон, давалось письменное удостоверение об изменении срока, то это была отписная срочная грамота;
г) зазывные. В эпоху Уложения по всей России (кроме Москвы с окрестностями) заменяли собой приставные памяти. Неявившийся по приставной памяти тотчас обвинялся без суда. Неявившемуся же по зазывной грамоте, но давшему по себе поруку, посылались 2-я и 3-я зазывные грамоты и лишь после этого неявившийся был обвиняем без суда. Если же ответчик не давался на поруку, то воевода брал его насильно через пушкарей и затинщиков.
По внешним делам. («Собрание государственных грамот и договоров» Румянцева).
1. Взметные, разметные и складные грамоты, по которым объявляли начало войны с указанием причин разрыва. В конце их обычно стояло: «Взяв себе Господа в помощь, иду на тебя и хочу стоять, как Богу будет угодно, а крестное целование с себя слагаю». Были в употреблении примерно с XV в.
2. Договорные и докончательные грамоты XIV—XV вв. Ими определяли свои взаимоотношения великие и удельные князья. Формулировка: «По благословению отца нашего митрополита всея Руси такого-то, на сем, брате молодший такой-то, целуй ко мне крест к брату старейшему такому-то и за свои дети и за свои братаничи. Имети ти меня себя братом старейшим», и т. д. Оканчивается же грамота приглашением за все, что говорится в ней, «целовать крест за себя, и за свои дети, и за свои братаничи, по любви, в правду, безо всякие хитрости».
3. Опасные грамоты. Выдавались иностранным послам на свободный въезд в Московское государство.
4. Проезжие грамоты. Выдавались в XVII в. лицам, желавшим выехать из Московского государства за границу в целях торговли и иного своего дела.
II. Грамоты из области церковного права
1. Благословенные грамоты. Давались архиереем новопоставленному священнику или дьякону перед отправлением на приход.
2. Благословенные епитрахильные и орарные грамоты. Выдавались архиереями вдовым священникам и дьяконам, если они давали обет хранить чистоту и стоять на клиросе.
3. Знаменные грамоты.
4. Наказные грамоты. Давались митрополитами и архиереями монастырям по вопросам монастырского житья и хозяйства, управления и суда.
5. Настольные грамоты. Давались новопоставленным митрополитам, епископам и другим церковным властям с указанием их прав.
6. Представительные и увольнительные грамоты. Давались клирикам, переходившим в другие епархии, рукоположившими их епископами. Первые удостоверяли сан и непорочность переходивших лиц, вторые — дозволенность их перехода. Если же о переходившем лице епископы договаривались частным образом, то грамота называлась мирной.
7. Ставленные грамоты. Выдавались архиереями вновь избранным белым властям (священникам, дьяконам и т. д.). При вступлении их в должность отбирались и хранились в церкви.
8. Уставные грамоты. Регулировали вопросы местного управления в монастырских вотчинах или порядок монастырского общежития.