Грамота — путь к улучшению народной нравственности
А. Кошелев
С сердечным прискорбием прочел я вашу «Заметку о грамотности» в № 245-м «С.-Петербургских Ведомостей» (1858 года. — С. И.) и последнее ваше слово: «рано» — как камень легло на мою душу. Не могу с вами не объясниться.
<…> Вы говорите: «Грамотность по себе не есть просвещение, а только средство к достижению его; если она будет употреблена не на то, а на другое дело, то она вредна». В этом нельзя с вами не согласиться; но что же из этого следует? Грамотность, как и все остальное, не исключая ровно ничего, людьми употребляется во зло. Неужели гнушаться ножом или топором потому, что для иных они служат орудиями к убийству? <…> Вы утверждаете, что ни слова не говорили против грамотности вообще; но изъясняясь не весьма любовно о народной грамотности, восставая только против ее благонамеренности в настоящую минуту, вы заставляете невольно сомневаться в добром расположении вашем к грамоте вообще; нельзя же предполагать в вас мысли, что грамотность должна составлять привилегию какого-то сословия или класса людей. Нет! грамоты нигде, никогда и ни в чем бояться не должно. Боится грамоты лишь тот, кто не верит в силу истины, кто сам в своих убеждениях не тверд <…>.
Вы, кажется, думаете, что грамотные плутуют более, чем безграмотные; я этого не думаю. Но допустим, что это так. Почему же это так? Только потому, что грамотность в народе не есть еще правило, а исключение, и, к сожалению, исключение довольно редкое. Грамотность у нас есть еще преимущество, привилегия. Прекратим скорее это положение, всячески похлопочем о распространении грамотности — и помянутая беда минует. Не рано научать народ грамоте, а пожалеем лишь о том, что так долго мешкали и теперь еще мешкают этим делом.
<…> Теперь вы приводите в подкрепление своего мнения довод фактический: «Что вы мне ответите на это, если я вам докажу именными списками, что из числа 500 человек, обучавшихся в 10 лет в девяти сельских училищах, 200 человек сделались известными негодяями?» Но хороши ли школы? Не поступают ли из них ученики большею частью в писаря? Не в этом ли, а не в грамоте, и лежит причина зла?
<…> Заботьтесь об улучшении народной нравственности; но будьте твердо убеждены, что вернейший — царский — к тому путь есть грамота, а потому распространяйте ее везде и всегда, благовремение и безвременне!
Нечто о грамотности (письмо к В.И. Далю) // Русская беседа. М., 1858. Т. 1, кн. 9, раздел «Смесь». С. 213-214,216-219.