Екатерина II. Часть 6. Политика как искусство возможного, часть 1
Стенограмма передачи “Не так” на радиостанции “Эхо Москвы”
2 февраля 2002 года.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Не так!»
В гостях — Александр Каменский, историк.
Эфир ведет Сергей Бунтман.
С. БУНТМАН Александр Каменский в студии. Саша, добрый день.
А. КАМЕНСКИЙ Добрый день.
С. БУНТМАН Сегодня мне еще и напомнили, что сегодня-то у родственников праздник, все-таки у Оранского дома, который родственно связан, насколько я понимаю, с внучкой нашей героини?
А. КАМЕНСКИЙ Да, с внучкой, которая стоит фактически у истоков этой династии.
С. БУНТМАН Да, в нынешнем ее виде, да.
А. КАМЕНСКИЙ Да, да, да. И надо сказать, что в Голландии очень чтут память этой королевы, и сохраняют очень бережно связанные с ней реликвии. И я знаю, что несколько лет назад был фильм о ней снят голландским телевидением. Так что, это действительно самое непосредственное имеет отношение к нашей теме.
С. БУНТМАН Так что, с праздником, дорогие товарищи. А что касается легитимных наследников Романовых, которых можно было бы пригласить, почему, симпатичный парень, наследник Оранского дома. Правда, он будет нидерландским королем, я так думаю, если все так пойдет, по заведенным обычаям престолонаследия. Ну а сейчас мы обращаемся к его отдаленной прародительнице, так вот аккуратно будет правильно сказать, и возвращаемся к царствованию Екатерины Второй. Тоже, вобщем-то примета великая поэзия, замечательная музыка, это тоже примета царствования Екатерины Второй. Но мы сегодня обращаемся уже к ее делам, и к исследованию ее правления.
А. КАМЕНСКИЙ Да, в позапрошлой, если я не ошибаюсь, передаче, я говорил о том, что Екатерина в самом начале, зайдя на престол, постаралась не делать никаких резких движений, не принимать каких-то скоропалительных решений. Она создала целый ряд разнообразных комиссий, включив в них многих высших сановников, и поручила им разработку законопроектов в разных областях. Но, однако, уже в 63-64-м годах Екатерина приступает к определенным реформам. Это еще не какие-то серьезные, не радикальные, я бы сказал, реформы, но, тем не менее, достаточно важные. Так, в 63-м году Екатерина осуществляет сенатскую реформу. Опять же, мы говорили о том, что Екатерина посещала заседания Сената, была очень не удовлетворена его деятельностью, и в частности, обратила внимание на то, что Сенат занят решением мелких вопросов подчас. И при этом эти мелкие вопросы обсуждают очень долго. Сенатская реформа 1763-го года, в основе которой лежал проект, представленный императрице Никитой Ивановичем Паниным, заключалось в разделении Сената на 6 департаментов со строго определенными функциями каждого из этих департаментов, и соответственно, надежда была на то, что теперь Сенат, который вырос численно, значительно вырос штат его сотрудников, будет решать вопросы более оперативно. И надо сказать, что на определенный период времени действительно эта проблема, хотя бы отчасти, была решена. Хотя впоследствии уже, в последние годы, Екатерина снова думала о новой реформе Сената. Но эти планы ее остались только на бумаге. В 64-м году Екатерина осуществляет тоже очень важное мероприятие. В 64-м году окончательно ликвидируется гетманство на Украине. Собственно, на протяжении 18-го века несколько раз делались русским правительством попытки отменить гетманство, и таким образом, по сути дела, лишить Украину того автономного статуса, который она имела согласно тем документам, которые были подписаны на Переяславской Раде 1654-го года. Но Елизавета Петровна, придя к власти, это было связано с ее личными симпатиями к Украине вообще, и к украинцам отдельным в частности, о чем мы говорили, восстановила гетманство, и на гетманском кресле сидел граф Кирилл Григорьевич Разумовский, брат елизаветинского фаворита. Екатерина руководствовалась при ликвидации гетманства на Украине вполне определенными представлениями о том, как должна управляться империя. Ну, вряд ли она имела достаточно ясное представление о положении дел на Украине, здесь сыграл роль один из ее кабинет-секретарей, Григорий Николаевич Теплов, о котором когда-то, по-моему, где-то года 2 назад мы делали
А. КАМЕНСКИЙ Теплов был близок гетману Разумовскому, был фактически его секретарем на протяжении многих лет, и теперь, став кабинет-секретарем Екатерины, он подал ей записку о состоянии дел в Малороссии, смысл которой сводился к тому, что вообще-то непорядок происходит, потому что как бы вот Малороссия есть в составе империи, но толку от нее мало, то есть, государство от нее пользы почти практически никакой не имеет. Что связано с беспорядками в управлении, с остатками самостийности украинской, что связано с тем, что крестьяне там бегают с место на место, и с них невозможно собрать подати, ну, и так далее. Екатерина в том же 64-м году, несколько раньше, назначая на должность нового генерал-прокурора сенатора князя Александра Алексеевича Вяземского, в секретной инструкции, специально для него составленной ею, писала о том, что в составе государства есть такие территории, которые претендуют на самостоятельный статус. Это Малороссия, это регион Смоленский, она писала о Финляндии, имея ввиду Прибалтийские губернии, Лифляндию и Эстляндию, и она писала о том, что необходимо стараться привесть их как бы под русскую власть окончательно. Отменить, писала она, их все привилегии было бы глупостью, но постепенно это нужно делать. За этим стояла мысль о том, что в стране должна существовать единообразная система правления, распространяющаяся на всю территорию империи. И надо сказать, что вот эта мысль была такой общей идеей для всех континентальных империй. И общей проблемой. Скажем, точно также в Австрии, в Священной Римской империи императоры были всегда озабочены вот этими взаимоотношениями центра и национальных окраин. И современник Екатерины, император Иосиф Второй, несколько попозже, правда, пытался тоже эту проблему решить, и ему это не удалось. Екатерина, так скажем, спокойно, последовательно, не спеша действительно эту проблему все-таки пыталась решать. И в этом, вобщем, преуспела. И вот, в 64-м году, как я уже сказал, было ликвидировано гетманство, этому предшествовал некоторый конфликт между Екатериной и Разумовским, потому что Разумовский, видимо, совсем не чувствовал куда дует ветер, и наоборот, попытался реализовать такой проект, чтобы гетманство стало наследственным, чтобы он мог передать гетманскую булаву своему сыну. Это ускорило события.
С. БУНТМАН Грозило превращение в некое подобие монархии наследственной, да?
А. КАМЕНСКИЙ Ну, вобщем, да, конечно, когда такое вассальное государство в составе империи. Екатерину это, конечно, совершенно не устраивало. Она дала это понять Разумовскому, между ними вышла некоторая размолвка, но Разумовский понял, что конечно, сопротивляться не стоит, и он подал в отставку, гетманство было ликвидировано, Малороссия стала обычной губернией, и туда был назначен генерал-губернатор.
С. БУНТМАН Одной губернией сначала стала?
А. КАМЕНСКИЙ Сначала одной. Генерал-губернатор Петр Александрович Румянцев, который, собственно, до конца своих дней находился на этом посту, совмещая эту работу и командование русской армией, в частности, во время первой турецко-русской войны. В том же 64-м году еще одно важное событие происходит. Это секуляризация церковных земель. Мы помним, что попытку осуществить подобного рода реформу предпринял Петр Третий, и она была неудачной. Екатерина вынуждена была, придя к власти, отменить его указы. Но теперь, постепенно, когда она укрепилась у власти, когда общественное мнение, безусловно, было на ее стороне, она спокойно осуществила эту реформу, не вызвав практически никакого активного сопротивления. Единственная фигура нам известная, это фигура ростовского архиепископа Арсения Мациевича. Мы упоминали об этом тоже в одной из предыдущих передач. Который, так сказать, открыто выступил против этой реформы, но он был, собственно, в абсолютном меньшинстве. Что дала секуляризационная реформа? Секуляризационная реформа сама по себе, конечно же, находилась в русле той политики по отношению к церкви, которую государство проводило, в сущности, еще со времен царя Алексея Михайловича, в сущности, начиная с конфликта царя Алексея с патриархом Никоном, который решился в пользу государства. Затем отмена патриаршества при Петре Первом, и вот это как бы такой, финальный аккорд, я бы сказал, когда церковь по сути дела лишается самостоятельных источников финансирования и становится полностью зависимой от государства и в экономической сфере.
С. БУНТМАН Государственный институт и не более того, становится, или как?
А. КАМЕНСКИЙ В сущности да, собственно говоря, уже и Петр смотрел на духовенство, как на такую разновидность чиновничества, некую категорию чиновников. Но до тех пор, пока у этих чиновников были самостоятельные источники доходов в виде больших земельных владений с большим количеством крепостных крестьян, порядка 2-х миллионов крестьян монастырских было, теперь церковь лишается. Государство составляет такой список монастырей, которые могут существовать, которые имеют право существовать, которые государство обязывается финансировать. Все остальные монастыри, а в списки попадают, естественно, не все, остальные монастыри выводятся за штат, отсюда известное нам даже по художественной литературе выражение «заштатный монастырь». И государство определяет и количество монахов в каждом из этих монастырей, потому что оно отпускает определенную сумму на содержание этого монастыря. Государство приобретает, в свою очередь, новый источник финансовых поступлений, и это было очень важно, потому что финансовое положение было далеко не блестящим. Ну, и кроме этого, нужно сказать, что, конечно, вот эта реформа была таким маленьким, робким, но все-таки шажком по ликвидации крепостничества. Потому что 2 миллиона русских крестьян перестали быть монастырскими крестьянами, они теперь стали называться экономическими крестьянами, экономическими потому, что для управления этими крестьянами было создано специальное государственное ведомство, коллегия экономии, и реально положение этих крестьян, безусловно, стало гораздо более благоприятным, нежели оно было прежде. Потому что вообще, положение государственных, казенных крестьян было гораздо легче, чем положение помещичьих крестьян, чем положение монастырских крестьян. Вот эта еще одна серьезная, важная реформа 64-го года. И наконец, в том же 64-м году Екатерина приглашает специальным манифестом в Россию иностранных колонистов, которым предлагается поселиться, прежде всего, на берегах Волги, в Поволжье, и отчасти в Новороссии, на Кубани, и предлагается заняться сельским хозяйством. Ну, мы знаем, что Петр активно приглашал в Россию иностранцев, иностранных специалистов, но это были именно специалисты. Теперь в Россию предполагается, что приедут, собственно говоря, просто крестьяне. Крестьяне, которые будут заниматься сельским хозяйством. Само по себе это мероприятие было связано с еще одной очень важной для русского правительства на протяжении всего 17-го и всего 18-го века проблемой, проблемой освоения территорий. Потому что огромная страна, огромная территория и очень низкая плотность населения. Соответственно, очень плохие коммуникации, и так далее. И, соответственно, раз такая низкая плотность населения, раз такие огромные просторы, то, по сути дела, это означает неэффективность власти, потому что на этих просторах эффективно управлять сложно.
С. БУНТМАН Затухающие колебания вот такие, уже и не слышно даже, ни указа, ни приказа.
А. КАМЕНСКИЙ Да. Был еще один аспект, конечно, в этом. Поселенцы, колонисты, приезжая в Россию, получали определенные льготы. Они на несколько лет освобождались от уплаты податей, каких-либо, они были по сути дела, свободными людьми. И в сущности, таким образом, в России впервые возникает категория совершенно свободных земледельцев, потому что все-таки и казенные крестьяне были не совсем свободны. И вот это очень интересный, я думаю, момент, потому что Екатерина, конечно же, не могла не видеть этого аспекта всего этого мероприятия, и видимо, она, может быть, у нее была какая-то задняя мысль, что если эти колонисты покажут, что их труд эффективен, то общество сможет увидеть преимущество свободного труда перед трудом подневольным.
С. БУНТМАН Но ведь при этом огромные потери у действительно опорного слоя населения для Екатерины были бы, даже если бы они увидели эффективность. Что такое общество? Общество это, все-таки, в большинстве своем, дворянство.
А. КАМЕНСКИЙ Совершенно верно, но дело вот в чем. Екатерина здесь, конечно, мы должны сказать об очень важной проблеме, о, собственно говоря, о взглядах Екатерины на крепостничество, на крепостное право. Это очень сложная проблема, потому что с одной стороны, всем известно, что время Екатерины это пик крепостничества, это пик крепостнической эксплуатации. Ни до этого, ни после этого эксплуатация крепостных помещичьих крестьян не достигало таких высот, скажем так. Именно это то самое время, когда процветает продажа крепостных, когда процветает разлучение семей крестьянских, когда крестьян продают без земли, на вывоз, и прочее. Это одна сторона дела. И когда об этом говорят, пишут, то часто вспоминают и некоторые указы екатерининского времени, которые вроде бы были направлены как раз на ужесточение положения крестьян. Ну, в частности, вспоминают, например, указ, запретивший крестьянам жаловаться на своих помещиков. Так обычно, по крайней мере, его трактуют. На самом деле, этот указ имел несколько иной смысл, он был связан. прежде всего, с запретом подачи челобитных непосредственно в руки императрицы. Он не запрещал, в принципе, жаловаться на помещиков, но жаловаться нужно было в соответствующие судебные инстанции, а он запрещал подавать челобитные непосредственно в руки императрице, что было на Руси всегда распространено. И поэтому вот этот екатерининский указ, по сути дела, лишь повторял многочисленные подобные ему законодательные акты предшествующего времени, правда, при этом, надо сказать, что составлен текст этого указа был несколько двусмысленно. И, как это часто бывает у нас, использовался он не всегда в том значении, какое он реально имел.
С. БУНТМАН Если можно выбрать худшее значение, то выбирается худшее.
А. КАМЕНСКИЙ Безусловно, безусловно. Но, на самом деле, Екатерина отчетливо понимала, что крепостное право, по сути дела, является тормозом на пути социально-экономического развития страны. И об этом она ясно писала и в своем Наказе, о котором мы будем сегодня говорить, она ясно писала в многочисленных своих записках. Она писала совершенно ясно, что «только свобода и собственность есть, — писала она, — «двигатель земледелия». Свобода и собственность вот, собственно говоря, слова, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Свобода и собственность на землю. Это сюжет, который активно обсуждался людьми 18-го века.
—
С. БУНТМАН Здесь есть, Саш, несколько уточняющих вопросов к российскому народонаселению 18-го века при Екатерине. Мы завершили на том предыдущую часть передачи, что свобода и собственность на землю, и приглашение Екатерины как примера, наверное, немецких тоже крестьян, во всяком случае, хозяев земельных. Ну, Саша из Петербурга нам напоминает, что Екатерина поселила и в городах тоже, еще во след Петру, в Петербурге, Гражданка где сейчас бывал я на Гражданке, Саша, там совсем все не похоже, но наш слушатель считает, что изолированность, опять же, изолированность, которая была в допетровские времена, конечно, не в тех масштабах, но изолированность и уклада, и жизни не смогла стать примером ни горожанам, ни селянам российским. И в этом одна из причин неудачи Екатерины, может быть.
А. КАМЕНСКИЙ Ну, я не говорил о том, что Екатерина ставила себе целью непременно продемонстрировать этот пример. Все-таки, основная цель была связана именно с освоением неосвоенных территорий, конечно, а уж, если говорить о примере, то это, так сказать, попутно. Попутно, получится хорошо, не получится, так сказать Что касается изолированности, конечно, эти поселения были достаточно изолированы просто потому, что они находились на вот этих неосвоенных территориях. И в Поволжье, где собственно русских крестьян было не так много. Ведь Поволжье этого времени это все еще территория в значительной степени заселенная коренными поволжскими народами, в том числе, кочевыми народами.
С. БУНТМАН Да, или пришедшими во время всевозможных великих переселений таких последнего времени, как Орды, и так далее.
А. КАМЕНСКИЙ Да, и если уж говорить об этом, то еще одной причиной, и собственно, связанной с необходимостью освоения было то, чтобы как-то успокоить, скажем так, этот край, потому что там постоянно было тревожно довольно, и все время происходили столкновения между русскими поселенцами и калмыками, между русскими и башкирами, и так далее. То есть, там отношения достаточно напряженные были на протяжении всего 18-го столетия.
С. БУНТМАН Можно мы здесь скобочку сделаем о казачестве во времена Екатерины. Просто, я не знаю, насколько подробно мы будем говорить, потому что это тоже все-таки российский фронтир, если так, несколько анахроничным термином объясняться.
А. КАМЕНСКИЙ Ну, казачество, я думаю, может быть, сейчас немножко рано говорить о казачестве, потому что о нем, наверное, будет правильнее всего все-таки говорить тогда, когда мы будем говорить о пугачевщине, непосредственно связанной с проблемой казачества. Казачество при Екатерине, вот в начальные годы, так сказать, сохраняет те основные функции, которые оно имело и до этого, то есть, вот действительно связанные с охраной русских рубежей, с одной стороны. С другой стороны, одновременно с этим продолжается в основном и та политика правительства, которая восходит тоже к началу 18-го века, политика, связанная с попытками навязать казачеству принципы регулярства. То есть, государство, с одной стороны, заинтересовано в казачестве, безусловно, и опасается казачества, а с другой стороны, оно, все-таки опасаясь его, пытаясь его превратить из такой, достаточно стихийной как бы силы, в силу все-таки более организованную и послушную. Собственно говоря, это и послужило одной из важнейших причин пугачевского восстания, которое явилось, по сути дела, последней попыткой казачества изменить свой социальный статус в значительной степени.
С. БУНТМАН Вернемся к течению рассказа.
А. КАМЕНСКИЙ Да. Мы говорили о взглядах Екатерины на крепостничество, и я сказал о том, что Екатерина, безусловно, сознавала, что крепостничество было тормозом в социально-экономическом развитии, и что сельское хозяйство, в частности, может развиваться только на основе свободы и собственности. Вот эта проблема наделения крестьян собственностью очень активно, я бы сказал, обсуждалась. И Екатерина в 65-м году создает вольное экономическое общество, во главе которого стоит ее фаворит Григорий Орлов. И вольное экономическое общество по инициативе императрицы объявляет открытый конкурс на работу по необходимости наделения крестьян собственностью. И по сути дела, именно с этого момента крестьянский вопрос в России становится предметом общественного обсуждения. Впервые заявляется, что крестьянский вопрос существует, что есть проблема, которую нужно обсуждать, и ее обсуждают. Определенные намеки на необходимость решения этого вопроса Екатерина делает и опять же, в своем Наказе. Но эти намеки не были услышаны. И более того, в уложенной комиссии 1767-68-го годов, о которой я сейчас скажу подробнее, Екатерина, собственно говоря, убедилась в том, что она вряд ли может рассчитывать на широкую поддержку даже той части дворянства, которую она считала просвещенной частью. И, убедившись в этом, она понимает, что ей действовать надо очень осторожно, и она, будучи человеком очень властолюбивым, любя власть, она вовсе не хотела потерять ее из-за того, что она бы сделала какое-то такое резкое движение, связанное с крепостным правом, которое закончилось бы очередным переворотом. Она поняла, что крепостное право непосредственно связано с самыми жизненными интересами дворянства, от которого она, безусловно, зависима. И поэтому двигаться нужно постепенно. И вот в ее разного рода записках есть замечания на этот счет, замечания о том, что хорошо было бы ввести такое положение, по которому бы, скажем, если какая-то земля, какое-то поместье потеряло своего хозяина, то крестьяне становятся свободными. И она пишет о том, что в течение 100 лет практически все земли меняют своих хозяев в России, и таким образом, через 100 лет все крестьяне в России станут свободными. И много, много подобного рода замечаний рассыпано по екатерининским бумагам. Вот это то, что связано с ее взглядами на крепостное право, немножко, может быть, потом мы к этому вернемся в связи с некоторыми ее конкретными мероприятиями тоже. Но, идя дальше по хронологии, мы должны сказать о том, что в 65-м году Екатерина начинает работать над своим Наказом, Большим Наказом, как его еще называют, адресованным депутатам Уложенной комиссии, которую она решила созвать. С чем была связана сама эта идея? А связана она была с тем, что она уже достаточно укрепилась у власти, она желала бы предпринять какие-то шаги, гораздо более значительные и радикальные, но она понимала, что ей для этого нужна более широкая опора, нежели только ее собственное окружение, которое, вобщем, проявило себя достаточно консервативно. Вот те комиссии, о которых я говорил, они готовили проекты, они представляли их императрице, и очень малую долю того, что там было подготовлено, Екатерина приняла и одобрила. Потому что в значительной степени эти проекты отражали интересы вот этого узкого достаточно слоя, верхушки русского общества, и были, по сути, консервативны, с точки зрения Екатерины. Она нуждалась в гораздо более широкой социальной опоре. И во-первых, во-вторых, сам созыв Уложенной Комиссии, состоящей из выборных депутатов от разных групп населения, и поручения этому собранию народных депутатов составления законов, это было абсолютно в духе просвещения. Монарх дает своему народу возможность создать законы, которые этот народ хочет иметь.
С. БУНТМАН Но, с другой стороны, это такая, средневековая вроде бы европейская практика созвать сословия. Это то, что и во Франции и просвещения была, и потом с этого началась революция.
А. КАМЕНСКИЙ Ну, конечно, да, но мы с вами знаем, что эти созывы сословия, это были, собственно, первые представительные учреждения, из которых вырос современный парламентаризм.
С. БУНТМАН Да.
А. КАМЕНСКИЙ И без ну, собственно, таким же был первый парламент в Англии, или в Нидерландах, первые парламенты. И мы знаем, что конечно, роль этих и власть этих парламентов были ограничены, но без них не было бы современных представительных учреждений, и современных представлений о разделении властей. Поэтому в России ничего подобного не было. Потому что Земские Соборы, которые были в 16-17-м веках, хотя они тоже основывались на выборном принципе, и тоже они состояли из представителей сословий, но они не имели, во-первых, регулярного характера, это не были постоянно действующие учреждения, они созывались по желанию царя время от времени, когда возникала какая-то нужда. У них не было никаких определенных функций, и они не занимались составлением новых законов, они по сути дела, должны были, как правило, утверждать те предложения, которые делал царь. Ну, скажем, Соборное уложение 1649-го года, как бы самый крупный вот такой комплекс законов, свод русских законов 17-го века, был принят Земским Собором, но само Соборное уложение было составлено специальной комиссией во главе с князем Одоевским, то есть, достаточно ограниченным кругом лиц. А здесь идея была, конечно, несколько иная. Хотя, безусловно, Екатерина созывала Уложенную Комиссию, как опять же, временное учреждение. Она не собиралась делать ее постоянно действующей, то есть, она не собиралась создавать вот такой парламент. Она пишет свой Наказ, она пишет его, обкрадывая, как она сама признавалась, западных просветителей. Прежде всего, Монтескье, и она буквально цитирует Монтескье в десятках статей Наказа, затем, как бы второй по значимости источник Наказа, это сочинения итальянского юриста Чезаре Беккария о преступлениях и наказаниях, потому что значительная часть наказа была посвящена именно судебной системе и принципам судопроизводства. Ну, и целый ряд еще других западноевропейских авторов этого времени. В этом смысле, вообще надо сказать, что ну, вот Наказ не является таким, я бы сказал, систематическим сочинением в том смысле, что Екатерина заранее продумала план этого Наказа, и определила, какие сюжеты в нем нужно, необходимо затронуть, а затем уже искала эти источники, так сказать. Ее работа была иной, она шла, скорее, от источника к тексту Наказа, и включала в него те разделы, те сюжеты, о которых она читала у того или иного западного автора. Но при этом, конечно, в сущности, первый раз в русской истории на свет появляется подобного рода документ, в котором монарх определяет свое представление о принципах организации власти, вообще, о принципах организации жизни в русском государстве. И определяет их на основе действительно, может быть, наиболее прогрессивных идей своего времени. Для России 60-х годов 18-го века это сочинение было совершенно революционным, оно было настолько революционным, к сожалению, что оно даже не могло быть, по сути дела, многими понято. При этом Екатерина, написав Наказ, показывает его своим ближайшим сотрудникам, которые пишут критические отзывы о прочитанном, и Екатерина потом писала, что ей пришлось половину вымарать из того, что она написала предварительно.
С. БУНТМАН Ведь они были действительно критические, во всех смыслах этого слова.
А. КАМЕНСКИЙ Это были критические отзывы. Хотя, надо сказать, что в историографии существует точка зрения, что якобы Екатерина преувеличивала, что на самом деле она ничего не вычеркивала, и так далее. Но я думаю, что все-таки вычеркнула, ну, может быть, не половину, это, может быть, действительно преувеличение, но какую-то часть вычеркнула. И вот один из пунктов, который вызвал, может быть, наиболее резкую критику, касался как раз проблемы крепостного права. Сохранились черновики некоторые, черновики Наказа, которые свидетельствуют о том, что в первоначальном варианте Екатерина по поводу крепостного права высказывалась более резко, чем в окончательном варианте. А текст в окончательном варианте, если его внимательно читать, он производит несколько странное впечатление, потому что там явно видно, что что-то выпущено, потому что вдруг там следует статья, в которой говорится, что не следует вдруг делать всех свободными, делать рабов свободными. И такое ощущение, фраза построена таким образом, что как бы Екатерина спорит с кем-то. А из текста непонятно с кем, то есть, там явно какой-то пропуск. Сохранились замечания ряда лиц, письменные замечания. А надо полагать, что многие были высказаны просто устно. Так вот, письменные замечания и в частности, письменные замечания Александра Петровича Сумарокова, который был близок в это время ко двору, были посвящены как раз, прежде всего, в первую очередь, крепостничеству. И Сумароков посвятил этому несколько страниц, и уже один этот факт показывает, что в первоначальном варианте о крепостничестве говорилось совершенно иначе, чем в окончательном тексте. Но даже то, что осталось в Наказе, как я уже сказал, звучало подчас революционно. Ну, к примеру, уже процитированные мною слова о свободе и собственности, как двигателе земледелия. В Наказе впервые, по сути дела, в русской практике был сформулирован принцип презумпции невиновности в том его разделе, который касался судопроизводства. Екатерина писала о том, что человека нельзя наказывать за слова, но наказывать можно только за поступки, тоже такая, я бы сказал, актуальная идея для наших дней. Ну, и целый ряд вот такого рода положений, почерпнутых и у просветителей. И достаточно сказать, что Наказ был настолько революционен, что он был запрещен к распространению во Франции. Во Франции при Людовике Пятнадцатом Наказ Екатерины Второй оказался под запретом. И существует специальное исследование о том, как будущие французские революционеры переписывали Наказ, он ходил в списках, в самиздате, можно так сказать. Вот, екатерининский Наказ, он был переведен на европейские языки, на немецкий, на французский, на английский. Так вот, они переписывали, имели рукописные копии.
С. БУНТМАН Да, забавно, как все повернется меньше, чем через 30 лет.
А. КАМЕНСКИЙ Да. И вот в 67-м, Екатерина работала над Наказом в течение 65-го и первой половине 66-го года, и затем, закончив, она издала Манифест о созыве Уложенной Комиссии, и Уложенная Комиссия наконец, летом 1767-го года собирается. А созыву Уложенной Комиссии, началу ее работы предшествует путешествие императрицы с большей частью двора по Волге. Екатерина посещает многие волжские города, а в свободное время императрица вместе со своими сотрудниками проводит за переводом с французского сочинения Мармонтеля «Велизарий». И опять, очень такое, символичное, это действо, потому что это сочинение Мармонтеля носило такой, откровенно деспотический характер. Екатерина сама его переводит, и заставляет других переводить. Итак, открывается Уложенная Комиссия, более 550 депутатов собираются в Москве, в Грановитой палате, и депутатам зачитывают Наказ императрицы, они его слушают, и многие рыдают при этом. Но состав этих депутатов был очень разный. Всего, надо сказать, что дворянских депутатов было меньшинство. Всего в комиссии было 165 депутатов, избранных от дворянства. Все остальные депутаты были избраны от городов, от государственных крестьян, от казаков, и от некоторых народов, национальностей. Но при этом, правда, существовала такая практика, что депутат имел право передать свои полномочия какому-то другому человеку. И вот целый ряд депутатов воспользовались этим правом, и передали свои права некоторым известным дворянам. Поэтому реальное число дворян, заседавших в комиссии, было больше. Так вот, слушают Наказ, плачут, решают поднести, мы говорили об этом прежде, поднести императрице титулы Великой, Матери Отечества, и так далее. Екатерина не принимает. И понятно, что слушали Наказ и плакали, но при этом не значит, что понимали то, что Екатерина в нем написала. А дальше начинаются заседания Уложенной Комиссии, которые будут продолжаться в течение 1,5 лет. Депутаты обсуждают, какими должны быть законы. Для того, чтобы обсуждать, какими должны быть законы, надо сначала знать, какие законы уже есть, поэтому, специальные такие, вспомогательные как бы органы при комиссии начинают собирать уже существующие законы, с тем, чтобы знакомить с ними депутатов. Решено, что будут знакомиться с этими законами по каким-то проблемам. Ну, скажем, законы о дворянстве, законы о городах, в частности. Читают эти законы в комиссии. Вы понимаете, что законов много, указов много. Это занимает много времени. Одновременно с этим каждый депутат привез с собой письменные наказы своих избирателей. Хорошо бы тоже выяснить, чего хотят эти самые избиратели. Вслух, в комиссии читают наказы. Это все продолжается очень долго. Одновременно с этим создают так называемые частные комиссии, которые призваны разработать законодательство в строго определенной области права. 18 таких частных комиссий создается, в каждой 5 депутатов, и у каждого из этих депутатов еще есть по одному помощнику. Затем есть такая комиссия, которая руководит деятельностью всех этих частных комиссий, так называемая дирекционная комиссия.
С. БУНТМАН Мастодонт вообще!
А. КАМЕНСКИЙ Ну, это очень напоминает любой парламент, в том числе, и нашу Государственную Думу, со всеми ее комиссиями, комитетами, помощниками депутатов, заметим, что помощники в екатерининской комиссии были только у тех депутатов, которые входили в частные комиссии, и только по одному помощнику. И вот эта вот работа идет, идут дискуссии, они продолжаются в течение 1,5 лет.
С. БУНТМАН Мы оставляем на этом Екатерину Вторую, вернемся к ней в следующую субботу.