Екатерина и Петр: две эпохи русской культурной истории
П. Милюков
Екатерина и Петр — эти два имени уже современниками сопоставлялись как символ двух последовательных эпох русской культурной истории. Современники поняли также и то, что екатерининская эпоха не только была продолжением петровской, но и составляла с ней в то же время резкий контраст. Чтобы характеризовать этот контраст, они даже придумали яркую метафору, которая сделалась общим местом у писателей екатерининского времени: «Петр создал русским тела, а Екатерина вложила в них душу».
Разумеется, это наблюдение сделано грубо и отражает на себе наивную персонификацию социальных явлений, свойственную тогдашнему мировоззрению. Но в грубой форме здесь формулирован чрезвычайно важный социологический факт, который, действительно, составляет главную характерную черту эпохи и уже поэтому не мог ускользнуть от внимания современников. Эпоха Екатерины является эрой в истории русского общественного самосознания. «Душа» новой русской общественности, действительно, начинает помнить и сознавать себя с этого времени. Именно тогда кончается доисторический, третичный период русской общественной жизни и она принимает тот вид и те формы, в которых известна и нашему времени; старые, допотопные формы или окончательно вымирают, или, обреченные на вымирание, эмигрируют в низшие слои общественной атмосферы.
Очерки по истории русской культуры. В 3 т. СПб., 1904. Т. 3, ч. 2. С. 66-67.
Миниатюра: АРГУНОВ Иван — Портрет императрицы Екатерины II