ДВОРЕЦ БОЛЬШОЙ

ДВОРЕЦ БОЛЬШОЙ, или Приказ Большого дворца, развился из ведомства дворецкого. Под 1547 мы встречаем указания на «дворецкого Большого дворца». Несомненно, что это наименование одного из приказов сложилось раньше. Основным назначением Большого дворца, как позволяют судить документы, являлась забота о том, чтобы припасти «хлеб и всякий дворцовый доход, что Государю на обиход надобет во весь год». Под государевым обиходом, однако, понималось не только то, что надобно государю, его семье и даже всему его дворцу, но и то, что в силу всей совокупности условий расходовалось от имени Государева дворца, причем опять-таки в силу той же совокупности условий, без определенного различия между расходами собственно дворцовыми и расходами государственного характера. Неопределенность понятия «обиход» вела и к неопределенности, а в связи с этим — и к значительным на протяжении XVI и XVII вв. колебаниям понятия о Большом дворце как учреждении, собиравшем доходы. Большой дворец, как следует из сказанного, должен был собирать весьма крупные для того времени суммы. Во Дворце хранилось обычно 120—150 тыс. руб. наличными деньгами. Ежегодно Большой дворец собирал доходы на 125 тыс. К этим цифрам следует прибавить огромное подчас количество собираемых натуральных запасов. Собранное расходовалось Большим дворцом преимущественно на государя и дворцовое хозяйство, для чего в состав Большого дворца входили дворы хлебный (впоследствии наряду с ним — житный), кормовой и сытный. Из Большого дворца после 1650 выделился Приказ тайных дел.

Особое значение в истории Большого дворца имело царствование Алексея Михайловича, который унаследовал от отца в качестве начальника Дворца кн. Алексея Львова, человека старого и недеятельного, хотя и заслуженного. Он воспользовался первым же случаем (в 1652 Львов по болезни сам подал прошение в отставку), чтобы назначить на его место В. В. Бутурлина, и доверил ему осуществление своих планов преобразования Дворца. Уже через два месяца после этого царь писал патр. Никону: «А слово мое ныне во дворце страшно и делается без замотчанья». Реформы царя состояли, с одной стороны, в упорядочении самих приемов ведения дворцового хозяйства, а с другой — в установлении возможного при тогдашних условиях разграничения компетенций Большого дворца и дворцовых приказов — Оружейного, Конюшенного, Мастерских палат и др. Во главе Большого дворца стоял дворецкий и при нем — сначала два, а потом три дьяка. Впоследствии дворецкий назначался обычно из бояр, редко из окольничих. Большой дворец в XVII в. делился на столы для делопроизводства — денежный, хлебный, приказный и др.

К к. XVII в. в связи с финансовыми реформами значение Большого дворца начинает быстро падать. У него изымаются многие доходы, наряду с тем снимаются и некоторые обязанности, сужающие его роль до исключительно дворцового учреждения. Изменение строя дворцовой жизни умалило значение Большого дворца и в этом еще остававшемся за ним круге обязанностей. Наконец в 1705 было приказано всякие запасы на государев обиход отпускать из вновь учрежденной Главной дворцовой канцелярии, а Большому дворцу было указано платить за это канцелярии по 60 000 руб. в год. Тогда же у Большого дворца были переведены в Ингерманландские канцелярии и почти все его доходы, что фактически упраздняло его.