Владивосток. Часть 4.
Железнодорожный вокзал Владивостока — пассажирский терминал станции Владивосток-Город — конечной станции Транссибирской магистрали. Автор проекта архитектор Е. Базилевский принимал участие в закладке станционного здания, заложив первый камень строения. 2 ноября 1893 года состоялось торжественное освящение вокзала, и открылось железнодорожное сообщение по маршруту Владивосток — Уссурийск. Первоначально это было каменное здание, покрытое железной кровлей, в средней части одноэтажное, по краям — двухэтажное. Полы в здании были выложены глиняными японскими плитами — они неплохо сохранились и по сей день. В 1912 году в связи со строительством Ярославского вокзала в Москве вокзал во Владивостоке расширили и надстроили по образу и подобию Ярославского, создав на обоих концах транссибирской железнодорожной магистрали архитектурно законченные станции. Первоначальное же здание стало одной из частей железнодорожного вокзала. На западном фасаде находился мозаичный герб Приморской области, на восточном — герб Москвы. С 1924 года облик здания стал постепенно меняться: был снят двуглавый орёл, под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами, рельефные изображения из поливной керамики на русские фольклорно-сказочные сюжеты. Цвет фасада сменился с жёлтого на зелёный. В 1936 году интерьеры вокзала были расписаны художником Г. Григоровичем, а через двадцать лет В. Герасименко расписал кассовый зал, создав там панно «Наша великая Родина». Реставрация здания, проведённая в 1994—1996 гг. российско-итальянской фирмой, приблизила здание к дореволюционному виду.