Туапсе на дореволюционных фотографиях. Часть 2
В начале ХХ века город Туапсе стал быстро расти. Этому способствовало строительство железной дороги Туапсе-Армавир, 7 февраля 1914 года первый поезд из Ростова прибыл в Туапсе к зданию пассажирского вокзала. Эта дорога долгое время оставалась единственной, связывающей Черноморское побережье Кубани с центром России. Только в 70-е годы ХХ века была построена железнодорожная ветка на Горячий Ключ и Краснодар длиной 146 км.
В окрестностях города было заложено Варваринское училище садоводства, виноградарства и виноделия. Виноградники и сады занимали площадь 104 гектара.
Одновременно с установлением железнодорожного сообщения был построен и оборудован новый коммерческий порт. К нему проложили нефтепровод из Майкопского нефтяного района.
Большое строительство в Туапсе привлекло людей из многих губерний России. По переписи 1913 года в Туапсе проживало 10550 человек, а в 1916 г. — около 25000. В 1916 году Туапсе присваивается статус города.