Домострой — не картина народа
К. Аксаков
В своем Домострое также выражается Сильвестр. Здесь выражается он мелочною стороною и сверх того странными воззрениями: напр., случайную возможность, что муж побьет свою жену, он возводит в правило. […] Многие, и чуть ли почти не все, считают Домострой очерком тогдашних нравов. Это, по нашему мнению, совершенно неверно. Кто писал Домострой? Священник XVI столетия. […] сочинение духовного лица древних времен не может, по нашему мнению, быть верною картиною жизни народной, хотя бы оно имело целию изобразить эту жизнь. При том Домострой не есть картина тогдашней современной жизни. Что такое Домострой? — Это советы, как вести хозяйство, как обращаться с людьми и проч., и проч. Но советы разве суть изображение того, что есть? Нет, советы суть изображение того, что должно быть. И так, в советах выражается идеальное представление того, кто пишет советы, — выражаются желания. Это самое представляет нам Домострой. Это, во-первых, по самой цели своей, нисколько не картина того времени: это воззрения и желания Сильвестра, его личные желания и воззрения, или, пожалуй, вообще духовного лица того времени; но это нисколько не желания и не взгляд народа. По крайней мере, мы не имеем никакого права понятия Домостроя, на основании того же Домостроя, видеть осуществленными в тогдашнем состоянии народа или полагать, что народ стремился к этому и считал эти понятия своим идеалом. Это не картина народа, это и не идеалы народа; это piadesideriaСильвестра, быть может и других духовных лиц, — и только.
По поводу VI тома Истории России г. Соловьева. Полн. собр. соч.: В6 т. М., 1889. Т. 1. С. 156, 157.
Миниатюра: Репин Илья Ефимович. Две женские фигуры (Обнимающиеся крестьянки)