ЧЕРКЕСЫ
ЧЕРКЕСЫ (самоназвание — адыгэ), народ в Российской Федерации (50,8 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. человек). Живут также в Турции, Иордании и др. Язык кабардино-черкесский абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков. Верующие — мусульмане-сунниты.
История
Этноним
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, писал:
Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к черкесам. Греки их называли также зюхой (у Appianа)
Черкесы это люди состоит из двух основ «Circ» — круг и «assian/assassin» — воин—профессионал[источник не указан 91 день]. То есть, если рассматривать рисунок поселка XVI века, зарисованный Жан Батистом Тавернье в 1678 году — первое, что бросается в глаза — это внешний вид круглого поселения похожего на укрепление и воинское подразделение охраняющее вход в храм во главе с вооруженным всадником. Подавляющее количество людей, видевших подобные виды и приходило к выводу, что перед ними крайне воинственный народ, ведущий воинский уклад жизни. Отсюда и закрепившееся название «черкес» (Circassian). Круглая форма селений у адыгов (черкесов) сохранялась на протяжении тысячелетий. Недавние исследования экспедиции РАН на Кабардинском хребте показали, что круглая форма поселения существовала ещё в VII веке до н. э.и не была случайной. Первые же раскопки на месте этих поселений показали что круглый поселок имитировал расположенный на земле диск солнца первоначально названный ромашкой, а дома с живущими в таких домах адыгами символизировали его лучи. Важно то, как видят себя адыги (черкесы) сами, находясь в тесном переплетении внутриродовых и внутрикультурных связей. Самоназвание адыгов «адыгэ» — (А-рука или луч, дыгъэ — солнце или луч солнца). Адыги (черкесы) воспринимали лучи солнца за его руки которыми оно гладит природу и она в ответ расцветает. В круглом поселке каждый адыгский (черкесский) дом это луч солнца исходящий из центра поселка, где находился Храм солнца с охраняемым входом.
Черкесы и Кобанская культура
Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется 13 век. до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно :
- — в ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе
- — в районе Горного «локального варианта» — протовайнахи
На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датирует 8 век. до н. э. , а также не могли участвовать сарматы, появление которых учёные датируют 4 век. до н. э.
Язык
Черкесы говорят на Черкесском языке абхазо-адыгской семьи языков.
В 1920—1925 гг. северокавказская интеллигенция, пользуясь существовавшей в эти годы относительно большей свободой, старалась наверстать упущенное в предшествовавшие годы, но эта возможность продолжалась недолго. В 1922 г., в указанный период относительной свободы, в Кисловодске была созвана «Конференция по просвещению горцев». В результате этой Конференции на Северном Кавказе были открыты школы на родных языках, а к 1925 г. создана письменность на латинской графической основе.
Быт и культура
Формы хозяйства
Основное занятие — отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей.
Медицинская одежда becora. Салон медицинскои одежды.
Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.
Черкесы были объединены в независимые сельские общины «лъэпкъ», имевшие органы самоуправления из выходцев из родовых групп (в основном — из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимство, куначество. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество. Браки заключались через уплату калыма.
Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX — начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века — 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.
Одежда
Женская одежда была весьма разнообразна и богата украшена. Как и мужская одежда она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье — (бостей, бохуцей, зэгъалъэ, сай) длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Зимой носили бархатные или из плотного шёлка платья, простёганные на вате или шерсти, редко ворот и подол с рукавами такого платья обшивался мехом. К рукавам крепились нарукавные подвески (lэщхьэ бэлагъ) в виде длинных лопастей, которые богато украшались вышивкой золотом. Кафтанчик — (кlэщl, кlэкlы) чуть выше колена в длину, он напоминал по покрою платье, только имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застёжек и со стоячим воротом. Шили кафтанчик из плотных материалов: шёлк, бархат… и также украшался золотым шитьём. Часто кафтанчик носили без платья, в виде верхней одежды. Девушкам в период созревания надевали кожаный корсет (хуэншыбэ, хуэнчыбэ), который стягивал грудь и стан девушки, носила его девушка до замужества, до брачной ночи… Поверх платья или кафтанчика надевали пояс (дыжьын бгырыпх) плотно обтягивающий талию, с массивной серебряной пряжкой, украшенной камнями. Ближе к 19 в. пряжки стали делать более тонкими и изящными, чаще это были работы приезжих мастеров, в начале 20 в. получили распространение новые пояса, полностью сделанные из серебра в виде скрепленных звеньев с фигурными пряжками, бытовали такие пояса вплоть до 30-х годов 20 в. Рубаха — (джанэ) была с узкими рукавами до кисти, длинной до пят, девушки из состоятельных семей шили её из дорогих, однотонных, тонких материалов: красного, белого, жёлтого цветов. Рукава таких рубах шили длинными, закрывающими кисти девушки. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос… Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки (дыщэ пыlэ) на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение (щхьэц пыщэ) которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. К шапочке также крепились височные подвески в виде басонных изделий или из серебра весьма крупных размеров, но изящных и легких по форме. Обувь — (вакъэ) как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой, на праздничные выходы поверх чувяк надевали высокие деревянные ходули (пхъэ вакъэ) в виде скамеечек, обтянутые бархатом и украшенные серебром. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески (лъэныкъуэ щlыlу) которые крепились на груди, вдоль выреза платья в виде вытянутых миндалин, цепочки с подвесками, кулонами. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок
Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) адыгских мужчин было холодное оружие.
Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля.
Адыги (Черкесы) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Восточный кинжал типа — Джамбия был распространен у убыхов и шапсугов. Изсабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).
Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.
Адыги (Черкесы) всегда при себе имели небольшой нож (жан), который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.