ЧАМАЛАЛЫ

ЧАМАЛАЛЫ (самоназвание — сухая курага), народ в Российской федерации (около 9,5 тыс. человек), в Дагестане (7,2 тыс. человек). Язык чамалальский аваро-андо-цезской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Верующие -мусульмане-сунниты, шафииты.

Традиционные занятия — земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу. В животноводстве преобладало отгонное овцеводство. Развиты садоводство (яблони, груши, сливы, абрикосы и др.), пчеловодство, виноградарство (в долине реки Андийское Койсу). Ремёсла — сукноделие, производство войлока, паласов, медной посуды, деревянной утвари, обработка серебра, кузнечное, обработка шкур, кожи. Было развито отходничество в Чечню, города и хлебные районы Дагестана. Современные занятия — животноводство, пахотное земледелие, огородничество, садоводство, частично пчеловодство, ремёсла.

Преобладает малая семья. Предпочитают кузенные браки. Существуют патрилинейные родственные группы-тухумы.

Чамалал с музыкальным ментом.

Чамалал с музыкальным ментом.

Портально фрезерныи станок чпу портальный фрезерный центр с чпу.

Поселения кучевые, ступенчатые, окружённые сторожевыми башнями. Каждое селение состояло из 5-12 кварталов, первоначально — тухумных поселений. Каждый квартал имел свою мечеть, в центре селения находилась пятничная мечеть (джума). Общиной управляли выборные старшины из влиятельных тухумов. За годы советской власти селения расширились. Новая часть селений имеет разбросанную планировку.

Дома каменные, одно-, двух- и трёхэтажные, квадратные в плане, со входом с улицы, одно- и многокамерные в зависимости от состоятельности жителей и рельефа местности. Крыши домов глинобитные, плоские, полы каменные или глинобитные. В последнее время появились дома с четырёхскатными или двускатными крышами из шифера или кровельного железа, с деревянными полами, полутораэтажные — с высоким, углублённым в землю цоколем-кладовой.

Традиционная мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинных шуб различных типов, безрукавок и курток, войлочной бурки. Головным убором служила овчинная папаха конической формы. Традиционная обувь — чарыки из сыромятной кожи, сапоги из войлока, вязаные шерстяные носки. Женская одежда состояла из рубахи, тёмного платья, подпоясанного длинным матерчатым поясом яркой расцветки, штанов, овчинной шубы. Головным убором служила чухто — чепец, закрывающий голову, и пришитый к нему мешочек для волос, свисающий на спину. Поверх чухто носили платок из домотканого сукна. Украшением мужчин служили пояс, кинжал, газыри, женщин — налобная цепочка из серебра или меди, пришиваемая к чухто, кольца, серьги, шейные цепочки, подвески, бусы, медные и серебряные монеты.

Ежедневная пища — хинкал с мясом и чесноком. Хлеб преимущественно пресный.

Чамалалы создали богатый песенный и танцевальный фольклор. Песни исполняются на аварском языке. Основные музыкальные инструменты — пандур (струнный инструмент со струнами из кишок животных), зурна (род дудки), бубен. Из календарных обрядов основной — праздник первой борозды. Сохранились вера в духов гор, народная демонология, культ святых, предков. Были распространены знахарство, гадания, обряды вызова дождя, солнца, различные виды магии.