БАШКИРЫ

БАШКИРЫ (самоназвание — башкорт), народ в Российской Федерации (1345,3 тыс. человек). Коренное население Башкирии (863,8 тыс.). Живут также в Казахстане, странах Средней Азии, на Украине и др. Язык башкирский кынчакской группы тюркских языков. Верующие — мусульмане-сунниты.

Дореволюционные фото башкир

Дореволюционные фото башкир

Расселение

Башкиры проживают на территории России, в основном, в Республике Башкортостан: согласно переписи населения 2002 г., из 1 млн 673 тыс. башкир в России — 1 млн 221 тыс. жили вБашкортостане. Значительная часть башкир живет в Пермском крае (40,7 тыс.), Челябинской (166,3 тыс.), Оренбургской (52,7 тыс.), Тюменской (46,5 тыс.), Свердловской (37,2 тыс.) и Курганской (15,3 тыс.) областях1, а также в Казахстане — 23.2 тыс.чел. (1999), Узбекистане — 35 тыс.2 и на Украине — 4,2 тыс. человек (2001 г.)3. По переписи населения 2002, по своей численности башкиры занимают 4-е место в Российской Федерации после русских, татар и украинцев.

Этимология этнонима

Этноним «башкиры» фонетически соответствует сочетанию bašqyrt / bašqurt (в башкирской орфографии) — самоназванию башкорт. Существует, по крайней мере, 7 этимологизаций названия народа. Наиболее распространена народная этимология объяснения самоназвания Bašqurt — от тюрских слов baš («голова, вожак») и qurt («волк»), то есть от baš qurt — «волка-вожака», тотемного животного башкир. Согласно другому евгемиречному объяснению, этноним восходит к имени предводителя Башкорта, который объединил башкир в племенной союз. По объяснению специально исследовавшему проблему Н.А. Баскакову, название связано с этнонимом oγur / oγuz — огуров (в русском произношении — угров) и выделившимся позже из этого племенного союза oγuz (в русской адаптации — узы). Соответственно, этноним «башкиры» означает badža oγur — «свояк огур», «свояк угров» (в данном случае он идентичен названию венгров madžγur → madžγar → madjar) или «свояк 13 огуров» (badžhort / badžqort / bašqort — от badž(a) — «свояк» + название племени hotur oγur — «13 огуров»).

Башкиры, Осинский уезд Пермской губернии, начало XX века.

Башкиры, Осинский уезд Пермской губернии, начало XX века.

Семья

У древних Башкир существовала большесемейная община. В 16-19 веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа. Среди богатых Башкир бытовало многожёнство. В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договорённости.

Жилище

Башкир у своего дома. [Эхья] 1910

Башкир у своего дома. [Эхья] 1910

Традиционное жилище Башкир — войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне — срубные избы с сенями, дома со связью (изба — сени — изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику Башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища Башкиры строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.

Традиционная одежда

Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин — чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий — шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки.Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда — распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.Bashkirs (1)

Stock Wave AI.

Мужская одежда — рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье — и лапти.

Фольклор

Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», «Кусяк-би», «Урдас-би с тысячью колчанов», «Алпамыша», «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылу»). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.

Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.

Традиционные музыкальные инструменты — курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный — в виде продолговатой пластины и металлический — в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.