БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА
БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА (Верхотурский путь) (от г. Верхотурье по рекам Тура — Тобол), традиционный путь в Сибирь через Средний Урал с конца 16 до середины 18 вв. Заменил Чердынскую дорогу.
«Русские» дороги на Урале начали прокладывать новгородцы. Связано это с тем, что изначально Северный Урал находился под данью Великого Новгорода. Первые русские люди на уральской земле — ушкуйники, по сути, те же разбойники и джентельмены удачи, которых манила на Урал и в Сибирь «рухлядь» (пушнина).
После того, как войско Московского княжества одержало победу на реке Шелонь, Урал перешел в подданство московскому князю. Растущий «организм» Московского государства, жадный до денег и власти, не мог пройти мимо источника одной из главных валют того времени — уральской и сибирской пушнины. Для завоевания Урала были использованы довольно стандартные для того времени методы: военные походы, миссионерская деятельность православной церкви и выделение вотчин. Так были осуществлены военные походы 1472 года под руководством Федора Пестрого и 1499 года под руководством княза Семена Курбского и воеводы Петра Ушатого. Именно в этом время крестили вогулов и манси святой Стефан Пермский и его последователи. Именно в это время купцам Строгановым были выделены просто огромные территории в виде вотчин и дарственных грамот.
Именно в эпоху «царствования» на Урале Строгановых, Россия вдвое увеличилась в размерах, за счет присоединения Ермаком Сибири. Кроме военных троп понадобились пути торговые. И вот, посадский человек, — Артемий Бабинов, — решил проложить такой путь из Урала в Сибирь, а по сути из Европы в Азию. По одной из версий, Артемий Бабинов тайком проследовал за группой манси, которые пришли из Сибири, с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с жертвоприношением. По другой версии он прошел этот путь вместе с ними, не таясь, и что, вроде как они даже помогали ему найти более удобный путь. Как бы то ни было, суть остается одна: была мансийская тропа с верховьев реки Туры к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. И Артемий Сафронович Бабинов, уроженец села Верх-Усолка, воспользовался именно этой тропой и сделал из нее дорогу.
В 1595 году был издан указ царя Федора Иоанновича, в котором придписывалось всем желающим и охочим людям прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и в кротчайшиес сроки расширил вогульскую тропу до размеров дороги. Это беспрецедентный случай в истории России, когда всего за два года, 40 человек создали целую дорогу, проложив несколько десятков настилов и гатей, построив 9 мостов через реки. Общая длина дороги более 270 верст (300 км). В дальнейшем дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска. На ее пути появились новые деревни и села: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман, Молчан, Верх-Косьва, Растес, Павда, Караул. Город Верхотурье также обязан своим существованием Артемию Бабинову и его дороге. В 1598 году дорога получила статус правительственного тракта и стала называться «Новая Сибирская-Верхотурская дорога». Прослужила она верой и правдой более 170 лет.
Бабиновская дорога сыграла огромную историческую роль в судьбе России. Ее совершенно заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и даже Дальнего Востока. Если хотите, то даже Русской Америки, т.е. Аляски, не было бы, если бы неБабиновская дорога. По меткому замечанию пермского писателя Алексея Иванова, Бабиновский тракт как скрепа соединил азиатскую и европейскую части России, сделав из удельного княжества Империю и великую державу.